UA / RU
Поддержать ZN.ua

Николай Малышко: диалог с цветом

ZN.UA продолжает рассказывать о претендентах на соискание Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко этого года. Среди них - скульптор Николай Малышко: его проект "Линия" в Днепровском художест­венном музее.

Автор: Оксана Ременяка

ZN.UA продолжает рассказывать о претендентах на соискание Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко этого года. Среди них - скульптор Николай Малышко: его проект "Линия" в Днепровском художест­венном музее.

Его цветовые композиции убеждают и вдохновляют, поскольку опираются на колористический опыт европейского искусства, они пронизаны духом украинской изобразительной традиции. Именно эта естественная традиция украинского искусства была прервана в трагический период 1920–1930-х гг., когда, как писал известный поэт и литературный критик Евгений Маланюк,
"…именно в моменте передачи, как это не раз уже случалось в нашей традиции, рука того, кто давал, застыла в смертельной конвульсии, а того, кто должен был взять, оказалась слишком слабой. Так весь задел исключительно напряженной и в исключительных обстоятельствах проделанной работы духа - повис в воздухе".

Каким-то удивительным образом этот "зависший в воздухе" задел напряженной духовной работы, в течение длительного времени обставленный со всех сторон запретами цензуры, не имея возможности горизонтального развития, начал движение по вертикали - в глубину и вверх, в сферу духа.

Николай Малышко - один из тех отважных, кто имел достаточно интеллектуальной мощи, чтобы почти окончательная прерванность традиции не стала безвозвратной для всей украинской культуры. Он из той когорты художников, которые воспринимают традицию как духовную обоснованность форм, владеют ее тайной силой, создавая особый стиль народа - вдохновленный и закрепленный лишь силой духа.

В изобразительном искусстве всегда существовало условное разделение на два аспекта - форму и цвет. Форма апеллирует к нашему пространственному опыту, цвет - как к пространству, так и к нашим эмоциональным ощущениям, продолжающимся во времени. Поиски Малышко в обоих направлениях уникальны по свое­му духовному притяжению, по эквиваленту жизненной энергии, вложенной в каждое произведение, связью с украинской живописной традицией, всегда придирчивой к формотворчест­ву и смысловой и эмоциональной нагрузке цветовой гаммы произведения.

Программная выставка Ни­ко­­лая Малышко "Цвет", недавно открытая в музее Ивана Гон­чара, - результат многолетней работы мастера над проблемой цвета, его генезиса, формальных, эстетических, психологических и эмоциональных факторов построения цветовой гармонии. Этой колоссальной по объему работе предшествовали основательная теоретическая подготовка, изучение базовых исследований по теории и психологии восприятия цвета, наконец, создание ряда экспериментальных живописных полотен меньших форматов, чтобы подвергнуть испытанию звучание цвета, продолжительность и силу его эмоционального влияния на зрителя.

Процесс обдумывания идеи требует проникновенного интеллектуального труда, не менее сложна и реализация "мышления" через цветовую стихию полотна, что требует незаурядного мастерства, знаний и невозможно без морального напряжения, без творческого горения, без "хаотичной материи, организованной духом, а значит и формой".

Не менее весом задел мастера в сфере скульптуры. Здесь его любимым материалом является дерево - средство выражения космологических и эстетических представлений древних славян. Дерево в скульптуре, как и цвет в живописи, имеет свою логику, свои законы, лежащие в основе всего искусства наших пращуров-язычников. Николай Малышко поставил перед собой задачу шаг за шагом воссоздать прафеномен культуры, представление о которой мы можем составить лишь по скупым летописным упоминаниям и отдаленным реминисценциям, которые находим в народной резной традиции украинцев.

Как назвать скульптурные произведения Малышко? Кон­струкции, мобили, каркасы, постмодерные инсталляции, арт-объекты? Если быть внимательным, то тут можно увидеть и реплики конструктивных элементов народной сакральной архитектуры с ее "восьмериками на четверике" - когда на четырехугольную конструкцию сруба украинской церкви ставили увенчанный маковкой восьмигранный купол. А также аллюзию на казацкие сторожевые башни-­колокольни, с четким ритмом бесконечных заломов и изысканными "опоясываниями". И перепев важной для всего славянского мира темы - резных фигурок хранителей дома, многоликих домовичков - этих архаических памятников деревянной пластики, имевших форму разных по высоте палок или колод с подобием человеческой головы наверху. Таковы его скульптуры "Гора. Поэт", "Пани", "Поклон".

Познав тайну пластики дерева, Николай Малышко напоминает нам о миге бытия, зафиксированном в состоянии дерева. Его "Ступ", то есть шаг роста дерева (1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й), - это, практически, дзеновское любование истиной, таящейся в красоте вещей и явлений, или, возможно, это модель структуры Вселенной: ось, прошивающая его центр, с нанизанными на нее ступенями, - ибо "Ступ", или "Ступа", в переводе с санскрита означает вершину, Центр Вселенной.

Скульптуры Николая Ма­лыш­ко, как и его "цветовая" живопись, созданные с глубинным осознанием метафизи­ческих свойств и фактуры материала, окончательно развеивают опасные иллюзии насчет преимуществ линейного прогресса, задают некий вектор духовного роста, возвращая нам отсеченный во времени и пространстве украинский культурный пласт.