UA / RU
Поддержать ZN.ua

Николай Береза: "Ради "Червоного" поехал в советский концлагерь"

Исполнитель главной роли в фильме "Червоный" (премьера 24 августа, в День Независимости), актер Николай Береза, рассказал о съемках ожидаемой картины, а также поделился впечатлениями от театральной работы в Германии.

Автор: Василий Худицкий

Исполнитель главной роли в фильме "Червоный" (премьера 24 августа, в День Независимости), актер Николай Береза, рассказал о съемках ожидаемой картины, а также поделился впечатлениями от театральной работы в Германии.

Фильм "Червоный" создан по роману Андрея Кокотюхи, режиссер - Заза Буадзе, смета (на официальной странице ленты в "Википедии") - 20 млн грн. А сюжет перенесет зрителей в середину ХХ века, когда в советском концентрационном лагере одновременно оказываются советский летчик Виктор Гуров и украинский повстанец Данил Червоный. Этим героям, с Востока и Запада, придется выдержать издевательства начальника лагеря, организовать восстание... Но, конечно, все сюжетные детали накануне премьеры раскрывать нежелательно. Уточню только, что лента создана в содружестве компаний "ИнсайтМедиа", ARTBOX, "Одесская киностудия", при поддержке Государственного агентства Украины по вопросам кино. Актер Николай Береза уже известен украинским зрителям: у него яркая роль Войтка в ленте Виктории Трофименко "Братья. Последняя исповедь", снимался также у режиссеров Любомира Левицкого, Тараса Химича. Во Львове Береза является директором одного из самых популярных украинских театров - имени Леся Курбаса (художественный руководитель - Владимир Кучинский).

Николай Береза

- Николай, кто ваш герой в "Червоном" - выдуманный персонаж, или все же Кокотюха "списал" его с определенного реального исторического лица?

- Сам фильм снят по мотивам третьей части романа Андрея Кокотюхи "Червоний", это так называемая лагерная история. И именно в эту лагерную историю, или, скорее, в лагерные реалии, попадает мой герой - Данил Червоный, хорунжий Украинской повстанческой армии.

Это человек, который прежде всего не сдается, не опускает руки. Что же касается прототипа героя, то вопрос, скорее, к автору.

Хотя для себя, как для актера, всегда пытаюсь искать точные указатели.

Знаково, что во время съемок удалось познакомиться с внуком Евгения Грицяка, политзаключенного ГУЛАГа, руководителя Норильского восстания. Особенно настроило на роль каждое упоминание о наших героях на Востоке.

Мне, как актеру, важно, чтобы это не был герой на постаменте. Поэтому пытался максимально наделять его человеческими качествами.

Иногда на съемочной площадке был Андрей Кокотюха, который мог очень точно что-то подсказать.

Сейчас мне трудно передать словами ту эмоциональную канву, в которой я тогда находился. Когда ты в творческом процессе, твои слова, поведение могут быть довольно ассоциативные. Услышал какую-то мелодию - и она тебя настраивает на нужную ноту.

- Фильм позиционируется как экшн, ведь на съемках должно было быть много сложных сцен. Как вы управлялись? Был ли задействован в работе ваш дублер?

- Дублер, конечно, был. Были моменты, где без него бы не обошлось. Поэтому в фильме много экшн-сцен: от маленьких потасовок - до масштабных баталий восстания. Я максимально пытался отрабатывать сам. Кое-что мне позволяли, а иногда, скажем, подходил продюсер и говорил: "Николай, ты нам еще нужен в кадре! Пусть эту сцену отработает дублер".

- На слабака вы не похожи...

- Раньше у меня с этим всегда было сложно. В школе я был освобожден от физкультуры, для меня это была проблема. Когда пришел в Театр Леся Курбаса, начались физические тренинги, упражнения, связанные с психофизикой, - это традиция театра.

Перед съемками фильма много тренировался, даже пришлось сбросить более 10 килограммов.

- Несколько слов о творческой группе фильма. С кем из них подружились? Сколько времени продолжались съемки?

- Было около 40 съемочных дней, но это с перерывами. На самом деле фильм - большой кусок моего времени. Не просто времени - жизни.

А началось все в первые дни весны. Собственно, бюджет фильма был не настолько большим, поэтому процесс протекал довольно динамично. Хорошо, если удается с первого дубля снять замечательный кадр. Но когда у тебя больше времени, когда ты себя не подгоняешь, возможности для совершенствования твоей роли возрастают.

В фильме были задействованы актеры со всей Украины - от Ужгорода и до Харькова. Из знакомых мне людей, единственный, с кем уже приходилось работать, да и, наконец, приходится и сейчас, в Театре им. Леся Курбаса, - Олег Стефан.

Едва ли не больше всего совместной работы в кадре было с Олегом Шульгой, замечательным актером из Днепра. Недавно он, кстати, снялся в еще одном фильме Зазы Буадзе "Позывной "Бандерас".

Приятное, теплое впечатление от работы с Александром Маврицом из Ужгорода. Несмотря на то, что в фильме мы были по разные стороны баррикад, поскольку он был "начальником ГУЛАГа". В целом наберется материала не на одну статью, если начать всех вспоминать. А чего стоят актеры массовых сцен!

Режиссер Заза Буадзе - мастер своего дела. Иногда я удивлялся, как у него где-то там в голове существует наше кино, со всеми нюансами, деталями, событиями... Как разложено по кадрам, что за чем последует.

- А где происходили съемки "Червоного"?

- В Кривом Роге. Там было несколько локаций. Одна из них - на старых, заброшенных шахтах.

Это колоссальное зрелище, когда вокруг степь - и вдруг видишь земной разлом и довольно-таки скалистые фактуры.

Невероятное впечатление, если узнаешь, что еще совсем недавно - в начале XX в. - тут тяжко работали люди: кайлами добывали тяжелую породу.

А основной локацией был советский концлагерь, построенный на окраине Кривого Рога... Туда и поехал из Львова на съемки "Червоного"!

- К сожалению, украинские фильмы не всегда имели большие кассовые сборы. Есть ли кассовый потенциал у "Червоного"? Сколько копий будет в украинском прокате?

- Что касается количества копий, то сейчас я в эти детали не очень посвящен. Знаю, что прокатом будет заниматься компания B&H Film Distribution, лидер по поставкам кинопродукции на украинский рынок.

Поэтому можно ожидать довольно широкую прокатную историю.

Что же до кассового сбора, то могу только пожелать фильму успеха и ждать поддержки нашего зрителя.

- Николай, далеко не все знают, откуда вы родом, как попали в популярный львовский театр. Наконец, кто ваши родители?

- Я оканчивал львовскую школу №38. И так сложилось, что в школе с определенного момента активно был привлечен к школьной самодеятельности. Параллельно прислуживал в церкви.

Тогда был уверен, что стану священником. Хотелось учиться в семинарии за границей.

Но после школы, на всякий случай, чтобы не терять времени, решил попробовать, куда можно было бы поступить в вуз. Решил брать высокую планку, поэтому подал документы в ЛНУ им. И. Франко, сразу на два факультета: исторический и актерский. И поступил на актерский. Несмотря на то, что особенно не готовился. Все получилось спонтанно.

Родом я из обычной семьи. Отец - строитель. В свое время он объездил весь Советский Союз. В частности, школа, где я учился, строилась при участии моего отца. У него был хороший голос, поэтому он любил при случае попеть. Пытался и меня привлекать к пению, чего я ужасно не любил.

- Этой весной вы играли в украинско-немецком театральном проекте "Почему Михаил Гурман не выжил?" по мотивам "Украденого щастя" Ивана Франко (драматург Павел Арье, режиссер Стас Жирков). Интересно, как украинскому актеру работалось в немецком театре?

- Работа продолжалась в марте-апреле этого года, в мае-июне ездил в Германию играть спектакль. Несколько показов состоялось в Запорожье, Киеве и Львове. Едва ли не самое сильное впечатление - отношение немцев (не только актеров), к работе. Они скрупулезны, разумно распределяют время. Его у них хватает и на частную жизнь, и на работу.

Этому нам еще надо учиться и учиться.

Также поразило, что у немцев нет обычной для украинской сцены градации. Несмотря на то, что в труппе немало старших, по нашим меркам, актеров, как только они попадают в театр - все равны. У них нет такого, что тут на сцену выходит прима, а здесь - молодой актер.

По крайней мере я такого не заметил. Работает команда. Да, возможно у кого-то уже есть опыт, но это не означает, что он как-то возносит себя над другими.

В актерском плане мне очень импонировал Тимо Хатсельпфлуг. Он задал такую высокую профессиональную планку, к которой хотелось тянуться.

- Что такое особенное режиссер открыл в вас во время работы над "Гурманом", чего вы раньше в себе не ощущали?

- Мне очень понравилось работать с режиссером Стасом Жирковым. В процессе работы он спровоцировал некоторые актерские "краски", которыми я обычно в своей актерской работе не пользуюсь. Прежде всего, мне кажется, это качества, связанные с сильными и довольно агрессивными энергиями...

- А как относитесь к современным сериалам? Ведь качество их зачастую очень противоречиво.

- Сериалы - это одна из фактур кино, ныне занявшая на западном рынке очень солидную нишу. Когда у меня мало времени, для меня очень удобен именно сериальный формат: "Фарго", "Табу"... Последний сериал, который на меня произвел неизгладимое впечатление, - "Американские боги".

- Есть ли актерские заповеди, от которых вы никогда не отступаете?

- Для меня прежде всего актерство - это движение. И тут, мне кажется, и формируется невозможность фиксирования определенных догм.

Да, ты можешь пользоваться определенными правилами, что-то срабатывает, а что-то - нет. Но они не могут быть забетонированы.

Каждый раз ты в чем-то другом можешь найти энергию - и в этом кайф. Ведь как только ты решаешь, что чего-то уже достиг, это сыграл, это получил, тут-то и можешь поставить на себе крест.

В определенной степени ты - Колумб, каждый раз отправляющийся на поиски чего-то нового.

- Вы снимались в "Червоному" и одновременно исполняли обязанности директора театра?

- Знаете, хорошо, что в Театре им. Леся Курбаса, где художественным руководителем является Владимир Кучинский, работает слаженная команда, которая всегда поможет. Кроме того, есть определенный опыт работы - директором работаю с 2014 года, а до тех пор еще около 1,5 года в формате и.о.

Очень и очень непросто быть директором и вместе с тем актером.

Иногда эти функции конфликтуют между собой.

Хотя есть и плюсы. Должность директора помогает развивать в себе определенную самоорганизацию. Я порой шучу, что это - еще одна моя роль в театре. Но зачастую ставлю себе вопрос: не очень ли это меня обкрадывает в творческом плане? Но таковы реалии.

У нас в стране вопросы культуры всегда ставили в определенном смысле на задворки. Почему-то, когда я еду на проект в Германию, понимаю, что там позволяют себе делать некий культурный продукт, понимая, что он будет убыточным. Но они в культуру вкладывают! Это определенная база, которая даст свой результат в развитии общества. Потому что если будешь смотреть на эти понятия исключительно как на коммерцию, тогда надо идти торговать на базаре.

- Если сравнивать актеров, представляющих различные школы разных стран, то какие особенности (прежде всего) отличают украинского актера?

- Одно из базовых различий - в подходе к созданию образа. У нас он, по моему собственному опыту, - очень персонифицирован и связан с внутренним миром конкретного актера. В работе актер часто "подключает" себя к образу, порой даже слишком. Это один из подходов к актерскому существованию. И это нормально. Но не всегда бережно и не всегда безопасно для актеров.

В европейской школе актерская роль не то чтобы более формальна, она весьма дистанциирована от актера...

- Знаю, что вы были на востоке Украины... Каковы впечатления, эмоции?

- Сразу в голову приходит 2014 год, когда все только началось, мы впервые отправились туда вместе с Марьяной Садовской, художественным руководителем нашего театра Владимиром Кучинским и группой актеров.

Словами это трудно описать. Это особые эмоции. С одной стороны, неистовое напряжение, а с другой - невероятные ощущения уверенности, защищенности и гордости во время встреч с нашими героями. И, казалось бы, едешь туда, чтобы хоть как-то поддержать, а в результате возвращаешься сам невероятно одухотворенным.