Спорить, является ли Никита Михалков мастером своего дела, практически так же бессмысленно, как задавать риторические вопросы. Если выстроить условную пирамиду из творческих личностей, которых принято называть сегодня «культовыми», Никита Сергеевич, безусловно, займет ее вершину. На мой взгляд, благодаря, прежде всего, безграничному и гибкому своему актерскому таланту.
Украинская премьера последней работы режиссера Михалкова дает повод к глубокому киноведческому разбору всего его творчества. Однако пусть этим займутся киноведы, а мы поговорим не столько о самой картине, сколько о великолепном, до мельчайших деталей грамотно выверенном шоу, окружающем премьеру.
Устроитель премьерного показа фирма «Фильммаркет», собравшая брифинг по поводу предстоящего события задолго до первоначально назначенного срока показа (киевляне должны были увидеть фильм еще в апреле), пообещала присутствующим на нем журналистам не только грандиозное зрелище, место на котором каждому из присутствующих будет обеспечено, но и достаточную по времени пресс-конференцию с главным создателем киношедевра. Сроки показа были перенесены, встреча с Никитой Сергеевичем состоялась, правда, мест для журналистов в зале не нашлось, лишь наиболее настойчивые были «обилечены входными». Несмотря на то, что в конце пресс-конференции сам Михалков пригласил всех присутствующих, выстроившись в затылок, пройти за ним в зал, бдительная охрана, пропустив метра, накрепко закрыла двери, для верности укрепив их собой. Самым любопытным в этой ситуации, на мой взгляд, была реакция не солоно хлебавших - добрый метр не знает, как его «подставили».
Такого аншлага во дворце «Украина» не было даже на единственном концерте Монтсеррат Кабалье - не только кресла, но и все ступени и проходы, не в партере, конечно, были заняты жаждущими общения с Никитой Михалковым и его фильмом. Однако, начнем сначала. То есть с пресс-конференции, на которую метр, по объективным причинам, опоздал более чем на час.
Мягко и обаятельно улыбаясь, Никита Сергеевич принес свои извинения многочисленным журналистам и с места в карьер заявил, что картина в малой степени рассчитана на анализ кинокритиков, а сделана для зрителя, истосковавшегося по нормальным человеческим взаимоотношениям, богатому и стабильному государству, доброму, мудрому правителю. Это сразу же расположило аудиторию к непринужденному, почти интимному разговору не столько о кино, сколько о жизни, семье, детях. Надо отдать должное Никите Сергеевичу, его умению выстроить разговор, выдать за сиюминутную импровизацию хорошо подготовленный актерский этюд. Например, на расхожий вопрос, какие человеческие качества ценит он превыше всего, Михалков темпераментно заметил: «будь он даже последним эсэсовцем, говорил бы о доброте, уме и т.д. - это словесное перечисление не показатель.» А после грамотной паузы перечислил приоритеты в следующем порядке: сила-здоровье-мудрость-доброжелательность и искренность. Позднее еще раз вспомнил о них несколько в другом порядке: присовокупил к здоровью веру, любовь и чистую совесть.
Достаточно серьезным было заявление метра о том, что Россия стоит на пороге огромного кинобума - народ истосковался по зрелищу и хочет воспринимать духовную пищу в едином дыхании большого зрительного зала. Показ «Сибирского цирюльника» в Каннах Никита Сергеевич комментировал не с точки зрения зрительского восприятия, а, скорее, российского престижа и коммерческого успеха: впервые Каннский фестиваль говорил по-русски и открывал его русский режиссер Никита Михалков. Одновременно в 360 кинотеатрах Франции начался кинопоказ, за четыре дня картину посмотрело 222 тысячи зрителей. Даже невооруженным глазом видно, что лидер мирового проката «Титаник» слегка «притоплен» «Сибирскім цирюльником» не только в Москве, но и в европейской столице кино.
Перечислять еще раз грандиозные суммы, вложенные в «Сибирскій цирюльникъ», пожалуй, не стоит - это сделано в разных вариациях не раз. Но костюмы, массовка, антураж впечатляют зрителя, целое поколение которого воспитано на малобюджетных картинах. По словам Михалкова, за последние сорок лет нет ни одной картины, где с такой скрупулезностью воссозданы детали быта Москвы конца прошлого века. Достаточно лишь сказать, что за счет бюджета фильма была отреставрирована колокольня Ивана Великого.
Никита Сергеевич много говорил об отзывах зрителей, вспомнив дорогое его сердцу письмо юной девушки, переданное через Интернет. В нем она благодарила создателей фильма и сообщала, что благодаря «Сибирскому цирюльнику» она стала патриоткой.
Далее была бегло воссоздана история создания картины, начало запуска в производство которой уходит корнями в 1988 год.
На этом время пресс-конференции было исчерпано и началась встреча со зрителями в большом зале дворца «Украина», предшествующая просмотру картины. Здесь тоже Никита Михалков не потерялся в огромном пространстве сцены, а сумел сразу же найти контакт с залом, непринужденно отвечая на записки самого разного содержания.
Меня особенно поразили две вещи - ответ на вопрос о перспективах взаимоотношений Украины и России и реакция на этот ответ зала - аплодисменты. Здесь, на мой взгляд, тоже сработало блестящее актерское умение Михалкова, его драматургически выверенный посыл к зрителю. В начале была обаятельно-недоумевающая фраза: «А барин-то и не знал, что мужик сердится», далее проникновенная: «Куда ж нам деваться друг от друга, общие крови, общие семьи, общие могилы». Видимо, тоска по централизации не ограничивается проделываемой в Союзе кинематографистов России работой. С точки зрения Никиты Сергеевича, только так может заработать вновь индустрия кино. Калька переносится и на государство?
Сам фильм, сделанный по последнему слову технических кинодостижений, с великолепной операторской работой (Павел Лебешев), грандиозным актерским ансамблем, мне показался очень грамотной, увлекательно сработанной «агиткой» о преданности не столько отечеству, сколько державе и ее правителю. Намеренно не останавливаюсь на нехитром сюжете, делюсь собственными впечатлениями, а фильм-то все равно смотреть будут, пусть даже дома на диване на некачественной пиратской видеокассете.