UA / RU
Поддержать ZN.ua

Независимость Абессиновой

«P.S. Я встретил на выставке замечательную украинскую художницу Елену Абессинову. Она много лет работала и училась в Швейцарии...

Автор: Олег Смаль
Елена Абессинова

«P.S. Я встретил на выставке замечательную украинскую художницу Елену Абессинову. Она много лет работала и училась в Швейцарии. Вскоре открывается ее персональная выставка в Базеле. Крайне сожалею, что на киевский Подол мне добраться намного проще». Таким постскриптумом завершалась статья, которая была напечатана в «Зеркале недели» в сентябре 2002 года. Поскольку та подольская выставка презентовала художественный авангард Швейцарской конфедерации, то работ Елены там, конечно, не было, ведь она художник украинский. Но наконец и мы дождались того, с чем жители все еще полудоступной для украинцев альпийской страны имеют возможность общаться постоянно.

Впервые я увидел работы Елены Абессиновой более десяти лет назад: образцы книжной графики — утонченной, насыщенной, гармонической. И впечатление было моментальное, как любовь с первого взгляда.

Но мысли, которые возникали при созерцании этих листов, могу назвать вполне четкими, а не временно эйфорическими: это искусство имеет большое будущее и обязательно займет выдающееся место в культурном пространстве мира. Правда, маленький червячок тревоги немного шевелился в сознании — лишь бы жизненные обстоятельства и всемогущая человеческая зависть не помешали труду Елены.

Творческие пути соединили художницу со Швейцарией, там она нашла друзей, поддержку, признание. Но рассказ Елены о своем утверждении в Европе убеждает — медовых озер в окружении кисельных гор не существует. Воспользовавшись отсутствием опыта и знаний о правах художника, первые издатели книг с иллюстрациями Елены Абессиновой предложили такой договор, который потом заставил швейцарских юристов краснеть за своих жадных сограждан. Что ж, сегодня они грызут локти своих загребущих рук, созерцая экспозиции работ независимого художника Елены Абессиновой. Быть свободным художником тяжело в любой стране. Но таланту из Украины — вдвое труднее. В доказательство можно привести эпизод из творческой жизни Елены. Во время базельских занятий по технике офорта она несколько раз была вынуждена повторять какой-то любознательной американке, что она украинка. Создавалось впечатление, что та никогда не слышала о таком народе. После продолжительного наблюдения за созданием гравюр и топтания за спиной художницы заокеанская гражданка, хихикая, сказала, что она никогда в жизни не видела ни одного украинца.

Ныне Елена Абессинова изменила формат, но не качество своих произведений — рядом с книжной графикой появились большие станковые работы. Никогда не мог подумать, что натюрморт с тыквой, баклажанами, капустой может вызывать примерно такие же эмоции, как созерцание Джоконды в Лувре. Кстати, «портреты» даров природы (как-то язык не поворачивается называть их мертвой натурой) созданы в усадьбе итальянского графа Капниста. Да-да, там проживает род тех самых Капнистов, судьба которых тесно связана с Украиной — еще в XVIII веке представители этой династии боролись за сохранение украинских казацких вольностей, Василий Капнист даже написал протестную «Оду на рабство». Алексей, его сын, был декабристом, со временем познакомился и сотрудничал с Тарасом Шевченко.

Хорошо, что дороги Капнистов снова пересеклись с Украиной. Кажется, чем можно поразить итальянцев, да еще и жителей Виченцы, родины знаменитых художников и архитекторов, но работа Елены Абессиновой вызвала возгласы восхищения.

Елена любит Киев, много трудится в своей квартире-мастерской, которая тоже является произведением искусства, образцом организации пространства, в которые органично вписываются ее графические и живописные творения.

Отсутствие репортерской хватки не позволило мне поинтересоваться, есть ли связь между африканской Абиссинией и фамилией Абессинова. Но Елена рассказала сама, что, согласно семейным преданиями, в роду действительно был настоящий абиссинец. Что ж, возможно, дух свободы и передается генетически — ведь именно те края на протяжении тысячелетий хранили свою независимость, о которую ломали зубы все «освободители» и «цивилизаторы».

Вспоминаю своего институтского однокурсника-африканца, который уверял: самые красивые женщины Африки живут в Эфиопии, а Европы — в Украине. Согласен. От себя добавлю — и самые талантливые.

P. S. Выставка произведений Елены Абессиновой экспонируется в Киеве в музее «Духовные сокровища Украины» до 23 ноября 2006 года.