UA / RU
Поддержать ZN.ua

Независимость №5

Вандея, термидор, болото, саботаж, консолидация, контрреволюция — термины времен Великой французской революции снова появились в нашем лексиконе...

Автор: Олег Смаль
Михай Игнат (Румыния) — первая премия

Вандея, термидор, болото, саботаж, консолидация, контрреволюция — термины времен Великой французской революции снова появились в нашем лексиконе. Трудно спорить с постулатом об истории, которая учит, что она ничему не учит. Но полистать страницы умных книг о тех ужасных и счастливых временах не помешает никогда.

Вот интересный факт: Конвент поставил задачи перед художником Жаком-Луи Давидом — «использовать таланты для создания карикатур, которые показали бы, насколько жестоки и смешны враги свободы». Впрочем, особенно упрашивать художников заняться таким делом было не нужно — карикатурист и тиран всегда были антагонистами, ведь невозможно сотворить гибрид из независимости и рабства.

В Киеве завершился очередной ежегодный международный конкурс карикатуры с традиционным названием «Независимость». В нынешнем году основная тема получила уточнение и сосредоточила внимание карикатуристов на средствах массовой информации.

280 карикатуристов из 48 стран мира прислали 678 работ. Суровое и справедливое словно революционный трибунал жюри, возглавляемое известным украинским карикатуристом Виктором Кудиным, отобрало для выставки в залах Союза художников Украины сто лучших работ. Среди этих карикатур были определены победители.

Первую премию получил художник из Румынии Михай Игнат, вторую — Ладислав Белица (Словакия), третью — Юрий Кособукин (Украина). Среди остальных призеров карикатуристы из Азербайджана, Болгарии, Польши, Сербии и Черногории, Украины. И, пожалуй, логичным является то, что среди наиболее выдающихся карикатуристов мира — представители стран, длительное время страдающие в тисках тирании. Стремление к свободе и независимости продуцирует выдающиеся художественные произведения. Влияние карикатуры, этого доступного самым широким массам жанра творчества, на формирование общества без страха, на утверждение позиций свободной прессы не стоит воспринимать скептически. Не случайно, не без влияния общины карикатуристов Румынии на новых банкнотах этой страны появился портрет Иона Караджале, писателя-сатирика. Конкурсы карикатуры, посвященные его творчеству, уже давно стали неотъемлемой частью культурного пространства наших соседей.

Наша украинская «Независимость», отметившая небольшой юбилей — пятую годовщину, тоже заслуживает искреннего уважения. Только хочется, чтобы энтузиазм и энергия председателя Союза карикатуристов Украины Константина Казанчева тратились на художественный труд, а не на ежегодные поиски спонсоров и обивание порогов государственных учреждений. Художник обязан быть и финансово независимым, ведь художник-революционер Давид вместо «друга народа» Жана-Поля Марата нашел себе новый, материально более рентабельный объект для вдохновения — императора Наполеона Бонапарта, между прочим, рекомендовавшего с карикатуристами расправляться так же, как со шпионами и фальшивомонетчиками...