В феврале этого года исполнилось 95 лет со дня рождения выдающегося украинского художника Зиновия Толкачева.
Большая часть жизни З.Толкачева связана с Киевом, куда он возвратился в 1920 году из Москвы по окончании ВХУТЕМАСа.
В 1929 году в период учебы в Киевском художественном институте были организованы первые выставки произведений художника, которые прошли в Киеве и Москве (серия «Великая скорбь»).
В 30-е годы основная сфера деятельности З.Толкачева - книжная графика. Выдающимся событием в его творчестве явилась серия работ по произведениям Шолом-Алейхема, создание которой было приурочено к 80-летию со дня рождения писателя в 1939 году.
В произведениях художника З.Толкачева, выполненных в различной технике (масло, пастель, гуашь, литография), шолом-алейхемовские герои обрели новую, самостоятельную жизнь. Художник воспроизвел много знакомых образов, навеянных детством, - это и трагически «счастливый» мальчик Мотл и мудрый Тевье, и, конечно, сам Шолом-Алейхем, органично существующий в среде своих героев. Шолом-алейхемовская серия получила высокую оценку специалистов.
Другая грань таланта графика остро проявилась в период Великой Отечественной войны.
Мастерство художника-солдата, призванного кистью, подобно перу И.Эренбурга, вдохновлять советских воинов на бой с врагом, значительно превзошло агитационно-пропагандистские рамки «публицистики в изобразительном искусстве». В период Великой Отечественной войны З.Толкачевым были созданы графические циклы «Оккупанты» (1941-1945); «Цветы Освенцима» (1945), «Местечко», которые по силе самовыражения и эмоционального воздействия явились не просто хроникой событий недавнего прошлого, а невиданной силы обличительными документами зверств фашистов. Три последних цикла были изданы альбомами в Польше, в нескольких городах которой прошли выставки работ художника, вызвавшие огромный общественно-политический резонанс. Альбомы «Майданек», «Цветы Освенцима» от имени польского правительства были разосланы главам держав антигитлеровской коалиции.
Жители Украины не скоро смогли увидеть антифашистский цикл произведений З.Толкачева, потрясшие эмоциональной документальностью Европу. В период «борьбы с космополитами» художника обвинили в причастности к идеологически порочной группировке, изгнали из Киевского художественного института, где З.Толкачев работал после войны. Длительное время имя художника находилось под запретом. Лишь в 60-е годы З.Толкачев смог вернуться к навсегда поразившей его теме преступлений фашизма в лагерях смерти. В Киеве в 1965 году был издан альбом цикла «Освенцим», явившегося продолжением антифашистских серий военных лет.
25 февраля, в день рождения художника, в Киевском Доме ученых прошел вечер памяти З.Толкачева. На вечере экспонировалась выставка произведений художника. О широкой художественной эрудиции мастера, о творчестве З.Толкачева в контексте украинско-еврейских связей рассуждал один из ведущих вечера известный искусствовед Д.Горбачев.
С воспоминаниями о художнике выступили друзья и коллеги З.Толкачева: художник В.Мельниченко, поэт Л.Вышеславский, дочь архитектора И.Каракиса - Ирма Каракис, рассказавшая о малоизвестном факте творческой биографии З.Толкачева - совместной работе с ее отцом над проектом памятника жертвам Бабьего Яра в период конкурса 1965 г. Были также продемонстрированы собравшимся сохранившиеся эскизы проекта.
В заключение вечера была прослушана запись компакт-диска Симфонии №1 «Памяти жертв Бабьего Яра» Д.Клебанова (1945 г.) в исполнении оркестра под управлением И.Блажкова. Дирижер рассказал об истории создания симфонии, произведению был дан краткий музыковедческий анализ.
В качестве послесловия к вечеру памяти З.Толкачева хочется процитировать строки из его записной книжки: «…Хай будуть благословенні наші матері. Хай ростуть у щасті й праці наші діти. Земля вкриється золотом ланів. В садах зарум'яніють плоди.
Але дитячої могили не можна затоптати. Сліз матері не можна подарувати. Кривди народів не можна забути…»