UA / RU
Поддержать ZN.ua

Netflix атакует и изменяет правила игры

После "Оскара"-2019 между старым Голливудом и сверхактивным Netflix началась настоящая война!

Автор: Олег Вергелис

О конкуренции старого Голливуда и новейших стриминговых сервисов, перспективах украинских онлайн-кинотеатров, а также о рисках и преимуществах новой кинореволюции "имени" Netflix - в интервью заместителя председателя Госкино Украины Сергея Неретина.

Так или иначе, но киносообщество уже давно обсуждает данную тему. Этой теме регулярно посвящает свои репортажи, в частности, американский телеканал NBC-News, уже без намеков констатируя: после "Оскара"-2019 между старым Голливудом и сверхактивным Netflix началась настоящая война!

Экспансия Netflix и других стриминговых платформ действительно пугает традиционный мировой кинотеатральный прокат, ведь активность онлайн-кинотеатров небывалая. К тому же, как известно, Netflix накануне "Оскара" потратил на промо-кампанию фильма Альфонсо Куарона "Рома" почти 30 миллионов долларов - в ожидании и главного приза американской киноакадемии, и утверждения своей репутации в большом кинобизнесе. В конце концов, "Рома" Куарона получил приз за лучшую режиссуру. Впрочем, по мнению экспертов, для Netflix это не проигрыш, а только начало новых больших маневров, когда сталкиваются бизнес-интересы и вопросы культурного доминирования между Лос-Анджелесом-Голливудом и Кремниевой долиной, где размещается главный офис онлайн-кинотеатра. И это не частное мнение, а точка зрения NBC-News.

Напомню, уже почти два десятилетия определяют "светлый путь" Netflix на мировом рынке: сначала DVD-сервис, позже - онлайн-экспансия почти на весь мир. Одни видят за этим логику прогресса новейших технологий, другие прогнозируют серьезные потери для традиционных бизнес-моделей кинорынка, кинопроката.

- Сергей, можно ли было, по вашему мнению, еще лет пять назад предвидеть такое: стриминговый сервис заходит даже на оскаровскую территорию?

- Cтриминговые сервисы начали развиваться уже давно, но массовое наступление на территории, условно говоря, традиционного кинопроката имеет место последние пять лет. Прямо на глазах меняются правила игры. Это наступление предполагалось, о нем говорили наиболее продвинутые кинопрофессионалы, но преимущественно это касалось высокобюджетного сериального производства. Ведь шесть лет назад (а именно 1 февраля 2013 года) сериал "Карточный дом" с топовым американским актером Кевином Спейси в главной роли стартовал в сети Netflix.

Одновременно был выложен весь сезон сериала!

То есть окончательно подтвердилось радикальное изменение правил игры на кинорынке. Во-первых, оказалось, что сияние кинозвезды уже не зависит от систематического выхода на широкий экран фильмов с ее участием, - достаточно сыграть в хорошем сериальном телешоу. Во-вторых, был нарушен принцип появления сериала на экране: зрители могут уже не париться, ожидая выхода раз в неделю серии любимого "мыла", поскольку отныне его можно смотреть восемь или десять часов подряд, если, конечно, сюжет особенно увлекательный.

Вот другой пример. Пять лет назад я посетил Америку и уже тогда обратил внимание, что на раскладках прессы было немало изданий, в которых едва ли не на первых полосах обсуждался выход нового сезона сериала "Во все тяжкие" (Breaking Bad) производства кабельного канала AMC. Главные актеры этого сериала именно благодаря участию в нем стали известными на весь мир, после чего их начали приглашать на съемки крупнокалиберных блокбастеров.

То есть появление качественных, как драматургически, так и визуально, сериалов полностью изменило правила игры на кинорынке. И потому для внимательных киноэкспертов было только вопросом времени, когда кабельный или стриминговый сервисы начнут вырабатывать собственные ленты, которые, не попадая на большой экран, будут становиться событием для широкой аудитории.

Рискну прогнозировать: в течение 10–15 лет в кинотеатрах останется преимущественно продукция вроде геройских комиксов MARVEL, а также мультфильмы для семейной аудитории. То есть фильмы, имеющие серьезную драматургическую составляющую, скоро вообще будут обходить кинотеатры, но зато будут вызывать резонанс в соцсетях и кругах кинокритиков после стриминговой демонстрации, которая постепенно заменяет традиционное телевидение. Поэтому вопрос увеличения рекламных бюджетов онлайн-демонстрации лент - лишь вопрос времени. Netflix - первопроходец и в этой области.

- С какого момента (года), на ваш взгляд, следует вести условный отсчет большого наступления стриминговых сервисов на международном рынке?

- Официально компания ведет свою деятельность с 1997 года, начав прокат дисков с видео- и киноконтентом. Но уже через 10 лет она заменила физические носители на так называемый "облачный склад". То есть с 2007 года ее клиенты получили онлайн-доступ к библиотеке сервиса. Конечно, этому содействовало развитие пропускной способности Интернета. Уже через несколько лет аналогичные компании стали возникать по всему миру, включая и Украину. Например, в 2012 году начали свою деятельность похожие украинские стриминговые сервисы, такие как Divan.TV и All.TV.

- По вашим наблюдениям, какие другие VOD-площадки, кроме Netflix, сегодня являются наиболее активными игроками на этой территории? И возможно ли (если фантазировать) какое-то альтернативное лидерство другого стримингового сервиса - хотя бы в ближайшее время?

- Пока что, кроме Netflix, стремительно набирает силу Amazon.TV. Старается не отставать от этих двух гигантов еще один их прямой конкурент - американский онлайн-сервис Hulu.

Кроме того, известный распространитель видеоконтента YouTube уже заявил о своих намерениях производить собственный видео- и киноконтент. Поскольку же YouTube на сегодняшний день является крупнейшей в мире платформой по размещению разнокалиберного видео, эта компания имеет все шансы стать еще одним мощным игроком на рынке стримингового сервиса.

- Сегодня, как известно, есть удачные попытки развивать свои проекты на основе потокового мультимедиа и в РФ. Какими вы видите перспективы российского сегмента? И может ли он, хотя бы гипотетически, дотянуться до какого-то низшего уровня успешных международных игроков?

- Знаете, вообще не хочется говорить о нашем неприятельском соседе, который, к сожалению, опережает в развитии стримингового сервиса Украину. Поэтому скажу коротко: процесс формирования оригинального видео- и киноконтента, доступного только для подписчиков того или иного онлайн-сервиса, там уже начался.

- Немало кинематографистов, и к тому же первого эшелона, действительно усматривают в Netflix и других похожих платформах угрозу традиционному кинопрокату. Оправданы ли их тревоги?

- Да, угроза есть, но я не стал бы называть это угрозой. Поскольку это нормально, когда, благодаря технологическим достижениям, во многих отраслях изменяются правила игры. Когда-то на смену пишущим машинкам пришли компьютеры, однако сейчас никому в голову не приходит вернуться к старому способу набора текстов.

Так и здесь - онлайн-кинотеатры постепенно отвоюют часть аудитории у традиционных кинотеатров. И, как по мне, это будет именно думающая аудитория, для которой важно смотреть кино, когда ей удобно, а не во время выходов в ТРЦ, где главное - развлечения и шопинг.

"Рома" Альфонсо Куарона точно не нуждается в попкорне во время просмотра. Зато в нем нуждается очередная серия марвеловских "Мстителей", где на первый план выходит визуально-технологическая составляющая кино. Я, например, люблю смотреть такие ленты на большом экране, оставляя малый для внутренних рефлексий.

- Интересная мысль о влиянии поточного мультимедиа, как международного, так и частично российского, на украинский рынок. Какие здесь есть риски и потенциальные выгоды, преимущества?

- Что касается международных стриминговых сервисов, которые уже есть и в Украине, то лично я не вижу никаких рисков. Разве что зависть берет от осознания, что такое драматургическое и визуальное качество украинским кинопроизводителям пока лишь только снится.

И вопрос даже не в том, что они не могут выработать контент такого сорта. Зная процесс изнутри, могу сказать, что некоторые наши продюсеры и режиссеры готовы к такой задаче.

Вопрос в том, кто будет потребителем этого контента, и, соответственно, кто за него будет платить. Пока что все отечественные стриминговые сервисы делают лишь первые шаги в сфере собственного производства.

Например, одна из компаний создала свой музыкальный телеканал, который доступен только для его подписчиков, и наполняет его дешевым контентом, отвечающим, так сказать, ее собственным ресурсам и пониманию.

Здесь еще есть проблема, что среди топ-менеджмента наших онлайн-сервисов нет, так сказать, "сумасшедших", готовых рискнуть, профинансировав производство качественного контента.

Но это вопрос времени, на мой взгляд. Рано или поздно ситуация начнет изменяться, и в этом вопросе государство точно не должно стоять в стороне. Ведь Украина - небольшая страна со скромными рекламными доходами и низкой покупательной способностью. Стриминговые сервисы в нашей стране лишь набирают обороты. Но со временем они начнут вырабатывать собственный контент из-за роста конкуренции. В конце концов, у них просто нет выхода.

- Вы лично активный потребитель кинопродукции, которую предлагает Netflix, другие стриминговые сервисы? Интересно, в частности, услышать ваше мнение о проекте "Звоните Ди Каприо", у которого оказались довольно большая аудитория и громкая огласка.

- Да, стараюсь выкраивать время на продукцию онлайн-сервисов, хотя это непросто. Поскольку разнообразие визуального контента каждый год возрастает в геометрической прогрессии. Поэтому естественно, что тот же Netflix начал вкладывать средства в промоушен своих лент, и "Рома" - яркий этому пример.

Что касается российского сериала "Звоните Ди Каприо", который произведен для нового стримингового сервиса TNT-Premier и доступен лишь на этой платформе, то должен указать, что в нашей стране данный сервис недоступен. Несмотря на успех этого детища в стране-агрессоре, мне значительно приятнее будет комментировать успех украинского сериала или фильма, который когда-нибудь появится для показа онлайн. Думаю, ожидать осталось недолго.

- Так какие украинские кинопроекты - в перспективе (хотя бы на уровне творческих замыслов) - могли бы заинтересовать мировые стриминговые сервисы? Если мечтать и смотреть в будущее.

- Такие проекты в Украине уже есть. Например, сериал производства компании Film.UA "Красные браслеты" об онкобольных детях. Этот продукт больше подходил бы для онлайн-просмотра, чем для телевизионного.

Или сериал "Нюхач" от этой же компании. Это хорошие телевизионные шоу, которым не совсем подходит ярлык "для домохозяек".

Кроме того, с помощью Госкино создается немало лент, которым трудно найти дорогу к широкому экрану, и в то же они неинтересны и фестивальной публике. Условно говоря, арт-мейнстрим, который еще лет 20–30 был интересен и для телевидения, и для проката.

Тем не менее в наше перенасыщенное информацией время все изменилось. И стриминговые сервисы, по моему мнению, способны сбалансировать ситуацию: с их помощью можно удовлетворить вкусы разных аудиторий. Так как, к сожалению, телевидение теперь преимущественно смотрят любители либо информационного трэша, либо низкокачественного "мыла".

- Еще в прошлом году в Netflix насчитывалось почти 118 миллионов подписчиков в мире. Как думаете, эта цифра будет расти и в дальнейшем, или все-таки возможны барьеры, когда рынок сегментируется, и другие стриминговые сервисы активнее будут перетягивать аудиторию на свои территории?

- Все зависит от контента. Такие гиганты, как Netflix и Amazon, уже задают тон на кинорынке. Но это совсем не исключает появления кого-то другого, кто почувствует вкусы аудитории, которые неустанно изменяются. Кто угадает, тот и играет.

Конечно, при наличии средств. Ведь трудно диктовать моду, не имея средств.

Вопрос визуальной формы, как мне кажется, пока что не менее важен, чем вопрос содержания. А форма требует денег. Иначе говоря, невозможно повторить успех сериалов вроде "Мир дикого Запада" или "Игра престолов", имея для этого миллион долларов. Такой продукт стоит в несколько раз дороже. То есть идея без надлежащей реализации не стоит ничего. Вкус и деньги диктуют моду.

Детали

Продукция Netflix - кинопроизводство, телепроизводство, поточное видео, онлайн-прокат. За 2017 г. чистая прибыль компании составила 558 млн 929 тыс. долл. 12 лет назад Netflix расширил свою деятельность именно благодаря реализации сервиса поточного мультимедиа. По последним данным, к этому сервису имеют доступ пользователи около 200 стран. В перспективе онлайн-кинотеатр хочет переводить свои сериалы на более чем 20 иностранных языков. Среди самых успешных проектов Netflix - "Карточный дом", а также сериалы, посвященные супергероям Marvel. В прошлом году Netflix реализовал около 700 проектов (фильмов, сериалов, комедийных шоу).