Премия имени Леся Курбаса, существующая четыре года и присуждаемая раз в два года, на этот раз уехала во Львов. Увез ее художественный руководитель Львовского театра Леся Курбаса Владимир Кучинский.
Кучинский?! Кто таков?! Для тех, кто далековат от театра, сообщу: это тот режиссер, от которого по нетворческим причинам ушел вести телепередачу «Доброї ночі, Україно!» заслуженный артист Украины Олег Драч, и тот, к которому по нематериальным соображениям пришла народная артистка СССР Ада Роговцева. Те, кто ближе к театру, пусть знают: Кучинский — ученик легендарного режиссера современности Анатолия Александровича Васильева.
Школа Васильева, отличная от других пристальным вниманием к духовно-философской драматургии и фундаментальному тренингу психофизики актера, не могла не сказаться на характере творчества Кучинского. Хотя эстетические наклонности самого Кучинского могли обусловить то, что он пошел в ученики к Васильеву. Как бы то ни было, а Львовский театр Леся Курбаса от подавляющего числа других украинских театров отличается приоритетностью культивирования разных театральных методологий, от разработок того же Васильева — до концепции Ежи Гротовского.
Когда у кого-то на театре появляется потребность в методологии, люди, знающие театральное дело, обращаются за рекомендациями или советами в театр Курбаса. Если проводятся где-то мастер- классы, то эти группы готовит театр Курбаса. Вот и совсем недавно Кучинский вместе с ассистирующим ему актером Андреем Водичевым проводили академию в Государственном центре театральных исследований имени Леся Курбаса со студентами, молодыми актерами, режиссерами. Театр Курбаса за 12 лет своего существования выработал собственную методологию, суть которой ее автор определяет так: «Создать предпосылки для встречи актера со своим внутренним человеком».
И спектакли в этом театре рождаются как следствие экспериментирования именно с определенными методологиями. Так было с Винниченко, Дюма, Достоевским, Сковородой, Чеховым, Лесей Украинкой, Линой Костенко... А в планах — Платон!
Конечно, философию в театр можно привносить по-разному. Можно прибегать к помощи драматургии с внешне чуть ли не бытовыми диалогами, но с концептуальным подтекстом. Кучинский, как представляется многим, предпочитает брать тексты, в которых философское содержание «недостаточно прикрывается формой». Поэтому неудивительно, что театр Курбаса очень непрост для восприятия рядовым зрителем. Далеко не всякий готов истратить вечер на слушание философских текстов, усложненных символикой декораций, мизансцен, костюмов... Смысловая доступность театра широким слоям населения для Кучинского ассоциируется с функцией развлечения. Режиссер же если и принимает развлечения, то только аристократические (в нехудшем смысле этого слова). Сегодня, считает новоиспеченный лауреат, развлекаловку взяли на себя телевидение и шоу-бизнес, освободив театру место исключительно для духовных исканий: «У нас в отличие от Запада этого еще не поняли».
Смысл работы театра не убеждал даже начальника областного управления культуры, серьезного поэта, лауреата множества премий, в том числе и государственной. Дело дошло до того, что Кучинский полтора года назад в знак протеста против финансовой дискриминации со стороны облупркульта подал заявление об уходе. Сегодня основатель театра функции худрука исполняет нелегально, поскольку формально числится на должности актера.
В связи с этим я даже предположил, что Кучинский пойдет дальше в своих протестах и откажется от присужденной ему премии. Тем более, что наша авангардная творческая молодежь имеет обыкновение скептически относиться к лауреатствам (имею в виду поступок Юрия Андруховича, который проигнорировал выдвижение на Шевченковскую премию). И даже хотел написать, что Кучинский, мол, повторил подвиг Евгения Вахтангова, сбежавшего с собственной свадьбы на собственную премьеру... Лауреат разрушил мой творческий замысел: «Эта премия еще не «засмальцована». Пока что ее не вручают кому попало. Вокруг нее еще нет каких-либо подспудных течений». Что ж, оригинальность мастера измеряется не столько околотворческой эксцентричностью, сколько — достижениями в самом искусстве.