UA / RU
Поддержать ZN.ua

НЕТ ПРАЗДНИКА — НЕТ И СПЕКТАКЛЯ!

Эти слова Евгения Вахтангова и по сей день остаются актуальными для творческого кредо одного из с...

Автор: Ольга Стельмашевская

Эти слова Евгения Вахтангова и по сей день остаются актуальными для творческого кредо одного из самых известных московских театров с интереснейшей и богатейшей историей — Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова. В этом году вахтанговцы отмечают свое восьмидесятилетие. К счастью, к этому празднику сможет присоединиться и киевский зритель с 4 по 10 февраля 2002 г., поскольку театр впервые после более чем десятилетнего перерыва приедет в столицу Украины с полноценными гастролями. В течение недели мы увидим на сцене театра им. Леси Украинки три премьеры: 5 и 6 февраля — «Сирано де Бержерак» Эдмона Ростана (премьера 2001 года); 7 и 8 февраля — «Дядюшкин сон» Фёдора Достоевского (премьера 2000 года); 9 и 10 февраля — «Посвящение Еве» Эрика Эм. Шмитта (премьера 1999 года). Гастроли организованы продюсерской компанией «Этуаль» под патронатом Людмилы Кучмы и посольства Российской Федерации в Украине, Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Украине, специального представителя президента Российской Федерации по развитию торгово-экономических отношений с Украиной Виктора Черномырдина.

Эти «премьеры-погодки» рассчитаны абсолютно на все зрительские категории, причём с чётким соблюдением девиза основоположника театра о празднике и яркой форме на театральных подмостках. «Сирано» — комедия для гурманов от мастера эпатажа Владимира Мирзоева с Максимом Сухановым и Ириной Купченко, сценография Аллы Коженковой, костюмы Павла Каплевича, музыка Алексея Шелыгина и Максима Суханова; «Дядюшкин сон» — комедия в постановке заслуженного артиста России Владимира Иванова, художника Юрия Гальперина для поклонников чистой игры с великолепной бенефисной парой Марией Ароновой (из рекламного клипа про оперную диву, за которой подглядывают два студента в гримёрке) и Владимиром Этушем; «Посвящение Еве» — загадочные театральные вариации (постановка народного артиста России Сергея Яшина, режисер Сергей Голомазов, сценография и костюмы Аллы Коженковой) с определенной долей мелодраматизма и действием, происходящим в наши дни на каком-то острове в Норвежском море с двумя большими актёрами на большой сцене — Василием Лановым и Евгением Князевым.

Именно этими спектаклями, имевшими хорошую прессу и прекрасные отзывы зрителей, театр, живущий в самом сердце старого Арбата в Москве, решил побаловать в свой юбилейный год любимого, по словам художественного руководителя театра Михаила Ульянова, украинского зрителя…

Театр «праздника» и знаменитый «вахтанговский» стиль родились 13 ноября далекого 1921 года. Тогда зрители, пришедшие в старинный арбатский особняк на спектакль «Чудо Святого Антония»
М. Метерлинка в постановке Е.Вахтангова, стали свидетелями рождения Третьей студии Московского Художественного театра, переименованной впоследствии, в 1926 году, в театр имени своего основателя и руководителя — Евгения Вахтангова.

«Чудо Святого Антония»
М. Метерлинка, «Свадьба» А.Чехова и «Принцесса Турандот» К. Гоцци — три спектакля, которые успел поставить в своей студии, ушедший в 1922 году из жизни тридцатидевятилетний Е.Вахтангов. Знаменитую сказку «Принцесса Турандот» он репетировал, будучи смертельно больным, но его последний спектакль получился весёлым, праздничным и солнечным…

После смерти Е.Вахтангова театром руководила коллегия, и только в 1938 году главным режиссером был назначен Рубен Симонов. Воплотив мечту Вахтангова о непрерывности творческого воспитания актера («школа—студия—театр»), он создал великолепную труппу. После чего труппу возглавил его сын Евгений Симонов.

Не все театры живут в согласии с данным им при рождении предначертаниям. Не все и, вероятно, иногда в этом кроется секрет жизни, стараются следовать таким легендарным художественным напутствиям. Вахтанговский театр — из тех редких, где помнят, а главное, верят в витальную силу вахтанговских идей. Своя школа — Щукинское училище — неизменно поставляет кадры, а в самом театре — как будто и впрямь речь о династии голубых кровей — ревниво следят, чтобы не было чужаков, чтобы власть переходила от отца к сыну, а от сына к внуку. Если бы эта традиция «частично» не прервалась на Евгении Симонове, которого сменил не ученик-режиссер, а ученик-актер Михаил Ульянов, можно было бы воспользоваться метафорой и сравнить жизнь вахтанговского театра с монастырем, куда непосвященным путь заказан.

Вот при таком внимании к «своему» — по роду, но также по духу и букве — даже странно, что до сих пор пути Вахтанговского театра и Мирзоева так странно сходились и не сходились одновременно. Сначала его позвали даже на «смотрины», и он поставил в театре имени Вахтангова «Амфитриона». Теперь «Сирано», невероятно красивый по цвету и звуку спектакль, еще и поразительно притягателен звучанием вахтанговских голосов — Ирины Купченко, Максима Суханова, Коноваловой, Елены Сотниковой.

«Дядюшкин сон» в постановке Владимира Иванова, в отличие от изысканного «Сирано», прост и гармоничен. Хорошие актеры, Владимир Этуш — князь К. и молодая звезда труппы, блистательная Мария Аронова — Марья Александровна Москалёва, первая дама славного города Мордасова, добротная режиссура, простые и элегантные декорации. Владимир Иванов не устроил в подражание Вахтангову, к которому, как к пресловутой соломинке, всякий раз апеллирует театр, жестокого гротеска, не нацепил на жителей уездного городка маски уродов. Он смотрит на героев «Дядюшкина сна» спокойно до мудрости. Этот спектакль — о будничной серой провинциальной жизни и непостижимой невозможности счастья, мечта о котором уже начинает приобретать уродливые формы, — по жанру тяготеет к элегии. Если, конечно, комедия может быть элегической…

И, наконец, «Посвящение Еве». Спектакль с лихо закрученным сюжетом, не лишенный примет детективного жанра (стрельба не в счет), со своевременно резко меняющейся ситуацией. Пьеса как бы на двоих. Но в последние несколько лет пьесы «на двоих» (или «на троих-четверых») почти всегда появляются там, где «кончается» репертуарный театр и начинаются антрепризные проекты. Берясь за такие пьесы, умелые постановщики стараются их приспособить к перемене мест, переездам из города в город. Постановщик спектакля Сергей Яшин (режиссер — Сергей Голомазов), точно опасаясь подобных подозрений, «утяжеляет» спектакль, вводит множество «теней», в бессловесных ролях которых — студенты Щукинского училища. Но, главными здесь всё равно остаются Василий Лановой и Евгений Князев. А вместе с ними — царство бенефисного театра, роскошество актёрских находок.

«…Киев — город-чудо, город-жизнь. Город, куда наш театр приезжал не один раз за время нашего существования. Мы приезжали в разные годы, но всегда увозили замечательные чувства встречи с друзьями, людьми, понимающими театр. Наверное, изменился за те 10 лет, что мы не были в Киеве, зритель, а может быть, и нет. Но, тем не менее, эти гастроли чрезвычайно важны для нас, потому что Киев — это театр, город с замечательными традициями театрального мира…» (Михаил Ульянов).