UA / RU
Поддержать ZN.ua

"Нет ни водки, ни вина — радиация одна…"

Медиа-арт на "чернобыльскую" тему - "ARTEFACT: Chernobyl 33" - с 27 сентября по 6 октября "захватил" здание киевского Речвокзала. После Киева этот проект планируют экспонировать в других городах Украины и в Европе.

Автор: Анна Пароваткина

Новое поколение выбирает медиа. И пока украинская арт-тусовка мусолит одни и те же имена "современных художников" и пары-тройки "кураторов" - на ее "каноническую территорию", т.е., в Украину, рано или поздно просто обязан был прийти извне некто совершенно не "тусовочный". И сделать арт так, чтобы не стыдно было показать и на Востоке, и на Западе. Хоть бери да сразу в МоМА вези.

Artefact art-project

На эти темы я раздумывала, пока с прямо-таки детским восторгом бродила по выставке "ARTEFACT: Chernobyl 33" в здании Речвокзала, снаружи - красивое и отреставрированное. А внутри- чистый Чернобыль: разруха и советские фрески в виде чаек на облупленных стенах.

"ARTEFACT" - "социально-культурный арт-проект, креативным образом рассказывающий о фейках и манипуляциях", основал киевский рекламист Валерий Коршунов. Чтобы перевернуть мир "постправды", требовался некий "рычаг", известное событие, опираясь на которое, можно раскрывать механизмы оболванивания людей. Таковым был признан Чернобыль, до сих пор окруженный массой спекуляций и недомолвок. Проект Коршунова, скорее, документально-исследовательский, нежели чисто медийный, развивался столь успешно, что спустя год создание нынешней выставки (сокуратор Ярослав Костенко) дружно поддержали УКФ, Министерство культуры, Министерство информполитики, Украинский институт и другие влиятельные партнеры.

Artefact art-project

У выставки есть международный куратор, Юрий Лех, основавший в Испании фестиваль медиа-арта MADATAK. "Если мы хотим работать с современной аудиторией, это должен быть современный язык с технологиями медиа-арта", - цитирует оффсайт artefact.live слова пана Леха. Не в последнюю очередь благодаря "украинскому испанцу" украинский проект заполучил сразу 7 работ западных молодых медиа-художников. Это чуть меньше половины от общего количества представленных работ.

Artefact art-project

Помимо множества интерактивных инсталляций, в "ARTEFACT: Chernobyl 33" включены лекции и практически ежедневные перформансы, в том числе, выступления диджеев. К созданию одного из выставочных проектов руку приложил самый популярный "электронщик" Dub FX. Также в рамках проекта был объявлен конкурс на лучшую "чернобыльскую" жизненную историю. Если учесть, что вход на выставку и все ивенты в Киеве был бесплатным, не приходится удивляться, что даже в будние дни в здании Речвокзала удивительно много посетителей. Описывать, что там творилось в выходные и во время вечерних диджей-сетов, не стану - это очевидно.

Artefact art-project

Но вернемся к разговору об экспозиции. "Мы - не жертвы, мы - герои, которые пережили катастрофу и стали щитом для всей Европы", - такой девиз предпослали проекту кураторы. И, надо отдать им должное, ощущение совершенно "иного", непривычного для старших поколений взгляда на аварию на ЧАЭС и все, что ей сопутствует, не оставляло меня ни на секунду, пока я оставалась в зоне экспозиции. Современные медиа-художники восприняли Чернобыль сквозь "фильтр" видеоигр, киношных сериалов и "ужастиков", в общем, опосредованно, через масскультуру. Но при этом каким-то чудом все равно ухитряются "зрить в корень": в полной мере осознают и экзистенциальный ужас произошедшего в 1986 г., и некий danse macabr - тотальную карнавализацию "чернобыльской" темы, благодаря вранью советских властей начавшуюся в районе Припяти 26 апреля - и, постепенно, словно облака радиации, заполонившую весь мир.

Artefact art-project

Чернобыль от создателей "ARTEFACT: Chernobyl 33" - игра в классики на зеркальных квадратах (чтобы себя видеть!), каждый из которых содержит одну из "чернобыльских" цифр. В 5 - месяце мае, - в Киеве был "майский" парад. На 50 - этим показателем заканчивалась шкала, - зашкаливали в районе Припяти стрелки приборов, измерявших радиацию. ЧАЭС - это звуки: писк дозиметров и переговоры сотрудников Чернобыльской станции в момент аварии, сливающиеся в странную общую симфонию. И вспышки бесконечных прожекторов, экранов, экранчиков, ламп, лампочек. Весь этот "чернобыльский" медиа-арт похож на "цветовой" джаз… Синкопы, "звездочки" отдельных вспышек - как "пятна" радиации, словно отдельные молекулы стронция. Алое световое марево, в котором покачиваются полиэтиленовые фигуры, напоминает дозиметристов в защитных костюмах. Или - призраки дозиметристов. Сколько людей погибло от радиации? А сколько - "от информации", как в свое время шутили?..

Artefact art-project

Оригиналы советских газет "Правда" и "Известия", вышедших из печати с 26 апреля по первые числа мая 1986 г., где - ни слова о катастрофе, зато много бодрых статей о "передовиках труда", лучше рентгена "просветят" миллениалов о реальных первых днях "после Чернобыля". Они - свидетельства страха и отсутствия информации, как выживать, у рядовых читателей советских "новостей". Именно листы врунов-передовиц позволяют воочию убедиться, что такое фейки, и к чему приводит их засилье.

Artefact art-project

"ARTEFACT: Chernobyl 33" - проект не просто информативный и зрелищный. Как ни удивительно, он вышел новаторским и по духу, и "по букве" даже формально. Кто еще, когда и где смог бы изобрести пинхолл-фотоаппарат на основе советского "наборного" телефонного аппарата? И с его помощью рассказать о Чернобыле - как современном, так и времен аварии?..

Artefact art-project

- Фото знаменитой РЛС "Дуга" в Чернобыле мы с Вальдемаром Клюзько делали специально для этой выставки, - рассказал ZN.UA Игорь Бельский, известный в Украине популяризатор пинхолл-фотографии и один из соавторов проекта, состоящего из подсвеченных красным увеличенных монохромных фото, а также "телефона", внутри которого - тот же снимок в оригинальном размере. - Это не просто телефонный аппарат. Такие при СССР использовались в правительственной связи. Наверняка, и по "нашему" весной 1986-го советские чиновники звонили, чтобы получить указания. А "Дугу", при помощи которой СССР хотел запускать ракеты, еще до катастрофы демонтировали, и увезли, кажется, куда-то в Прибалтику.

Artefact art-project

Еще одна работа художественного тандема Клюзько-Бельского, по сути, стала заглавной. Это камера-обскура, созданная из двух разбитых фортепьяно (инструменты использовались при постановке экспериментальной оперы "Газ"). Внутрь "пианино" можно зайти. Задвинуть черные шторки. И мигом на двух экранах предстанет окружающая действительность - перевернутая "с ног на голову". Мир фейков и лживой пропаганды, вроде советской (или же современной российской) - та же камера-обскура. Увиденному - не верить. Искусству, вроде интерактивных медиа на "ARTEFACT: Chernobyl 33", - можно верить. Тут не врут.

Artefact art-project