«Многим зрителям кажется, что они хорошо знают одну из самых популярных американских киноактрис Джессику Ланж. И все же, хотя о ней написаны десятки статей, а время от времени слухи о ее личной жизни проникают на первые полосы таблоидов, на самом деле нет более загадочной женщины, чем она, - утверждает корреспондент журнала «Вэнити фейр» Кевин Сессам в опубликованном в мартовском номере интервью с Ланж, недавно получившей премию «Оскар» за лучшее исполнение женской роли. - Даже ее партнеры не всегда понимают, что скрывается за этой улыбкой, так напоминающей улыбку Джоконды, и откуда порой в ее глазах проявляется эта неземная печаль. Она непредсказуемая ни в жизни, ни на съемочной площадке, и в этом она - настоящая женщина, а потому прекрасна».
«С ней нелегко работать, - вторит журналисту Роберт Де Ниро, дважды снимавшийся в фильмах с Ланж, - с ней нелегко просто так болтать или даже ладить, а во время работы она становится просто бешеной. Но вместе с тем в ней есть неповторимая прелесть и глубина - то самое, чего не хватает многим дивам».
Уроженка Миннесоты, она ворвалась в кинематограф в конце 70-х годов, исполнив главную роль во второй версии «Кинг-Конга». Пожалуй, Ланж - одна из немногих голливудских актрис, которым удалось почти невозможное: сменить амплуа красотки на нелегкую долю блистательной характерной актрисы. Появившись в нескольких других сомнительных фильмах, Ланж очень скоро перестала «размениваться» и после работы в 1989 году в последнем фильме Боба Фосса «All that jazz», где она блестяще исполнила роль Смерти, заняла в кинематографе нынешнее высокое положение.
Многие критики полагают, что сегодня 45-летняя актриса и двукратная обладательница «Оскара» за лучшее исполнение женской роли (она уже была удостоена этой престижной премии в 1982 году за свою работу в фильме «Тутси», где снялась с Дастином Хофманом), - единственная, кто может составить серьезную конкуренцию другой суперзвезде Голливуда - Мэрил Стрип.
Впрочем, между этими актрисами есть серьезное различие: если Стрип прекрасно исполняет роли цельных, сильных духом женщин, то никто лучше Ланж не может передать женскую слабость, подверженность страстям. Пожалуй, их роднит только высокая требовательность к своей работе и своим ролям.
«Она просто одержима карьерой, - заявил один из коллег Ланж, - и это заставляет ее не только много и постоянно работать над собой и придирчиво отбирать сценарии, но и отказываться от выгодных предложений сняться в кассовом фильме. Часто вместо этого Ланж предпочитает работать на телевидении (хотя такие постановки гораздо ниже оплачиваются), чтобы иметь возможность играть то, что хочет, и так, как хочет. Выпускница университета Миннесоты, она просто помешана на классической литературе и драматургии и мечтает ставить классику и играть в ней.
Так, к примеру, в 1992 году она вместе с Алеком Болдуином сыграла в бродвейском спектакле «Трамвай Желание» по пьесе Теннеси Уильямса (Ланж исполнила роль Бланш Дюбуа, Болдуин - Стенли Ковальски). Конечно, гораздо выгоднее было бы сняться в новой картине, однако Ланж давно мечтала сыграть в этой пьесе, и после съемок в фильме «Почтальон звонит дважды» отложила все свои планы и начала работать над ролью Бланш, что оказалось совсем непросто.
«Пребывание на сцене настолько отлично от съемок, - вспоминает Ланж, - что мне не сразу все давалось. А я была настолько наивна, что не сразу разобралась в ситуации. Во-первых, мне не хватило репетиций, и потому я использовала общественные прогоны (прием, применяемый на Бродвее для снижения налогов), чтобы доработать свою роль на зрителе. Не всегда мои пробы были удачными, и время от времени я чувствовала, как скверно провела спектакль. Наверное, хуже всего я выглядела в спектакле, на который были приглашены критики, - тогда мне показалось, что это был полный провал. Но, по-моему, они этого не заметили.
В целом мое тогдашнее состояние напоминало тихое помешательство. О том, как я себя тогда чувствовала, свидетельствуют несколько фотографий, сделанных в моем доме, после того как я вернулась к себе в Вирджинию. Позже я с удивлением разглядывала эти снимки и поражалась своему безумному взгляду и терпению мужа и детей. Тогда мне казалось, что я ненавижу свою героиню, которая довела меня до такого состояния».
В этом году на телевидении будет показана новая версия пьесы «Трамвай Желание», где в роли Бланш - Джессика Ланж.
Личная жизнь актрисы всегда находилась в центре внимания журналистов. Многочисленные ее романы - с тем же Бобом Фоссом, или с замечательным танцовщиком Михаилом Барышниковым (у Бланш 14-летняя дочь от Барышникова), или же нашумевшая связь с выдающимся фотографом авангардистом Пако Гранде - всегда занимали публику и потому украшали первые полосы таблоидов.
Впрочем бурная жизнь и разбитые мужские сердца - уже в прошлом, в молодости, которой, как признает сама Ланж, свойственна безумная жестокость. По ее словам, все закончилось 13 лет назад, когда она вышла замуж за известного актера и драматурга Сэма Шеппарда. Только тогда она оценила счастье семейной жизни и почувствовала ответственность за своих близких.
Слухи о предстоящем ее разводе с мужем, то и дело появляющиеся в прессе, - не более чем слухи. По словам Ланж, она не собирается оставлять Шеппарда и уже давно не испытывает никаких соблазнов, кроме творческих. «Я люблю своего мужа и детей (у них двое детей - 9 и 7 лет) и потому не представляю себе жизни без них».
И все же полностью доверять актрисе не стоит, она весьма импульсивна - кто знает, что она может выкинуть в следующую минуту. Даже она сама не в силах это предсказать.
В 1993 году Ланж, отложив начинавшиеся съемки нового фильма, отправилась в Румынию. Тогда по американскому телевидению был показан документальный фильм о том, как обращаются с больными детьми в румынских детских домах. На следующий день после этой передачи, сделанной английским журналистом Джоном Аптоном, Ланж позвонила ему и попросила разрешения сопровождать его во время очередной поездки в Румынию. «Я не могла сидеть сложа руки после того, что увидела», - говорит актриса.
«Он согласился лишь потому, что рассчитывал на мою популярность, - вспоминает Ланж. - Аптон считал, что я смогу повлиять на румынские власти. Но оказалось, что в Румынии меня никто не знает. Единственное, что я могла сделать, - это помочь съемочной группе.
Я не могу без боли вспоминать детей, лежащих на грязных кроватях, детей, у которых в глазах была такая тоска...»
Из Румынии группа Аптона вывезла двух детей, мальчика-цыгана и тяжелобольную шестилетнюю девочку. Девочку взяла к себе Ланж.
«Она прожила у меня почти полтора года, и все это время приходилось кормить ее с ложечки, она практически не вставала с кровати и не могла ходить. Она так напоминала больное животное, что я не всегда выдерживала ее взгляд. Лишь однажды ее глаза зажглись - когда она впервые в жизни услышала джаз».
Муж и дети Ланж не выдержали нервного напряжения, связанного с присутствием девочки, и ее пришлось отдать в другую семью. До сих пор актриса жалеет, что согласилась на это...