UA / RU
Поддержать ZN.ua

Непарадная война 1941-го

Украинский режиссер и сценарист Игорь Кобрин в 2012 г. завершил работу над пятисерийным документальным фильмом "1941". Автор таких цельных, имевших широкий резонанс документально-публицистических фильмов представил на суд зрителей свою версию кровавого 1941-го...

Автор: Сергей Махун

Миф - это то, чего никогда не было и никогда не будет, но что всегда есть

Саллюстий

Прошло почти 72 года с момента нападения Германии на Советский Союз. День 22 июня 1941-го стал точкой невозврата. Наши предки и немногие дожившие до сегодняшнего дня участники и свидетели тех событий, да и все, кто родился уже после Второй мировой, имеют прямое отношение к трагедии, унесшей десятки миллионов человеческих жизней.

Печально, но и сегодня на постсоветском пространстве в оценке событий тех лет превалирует смесь мифов и лжи. Почему нас вновь заставляют окунаться в елейный агитпроп прошлого? Даже появление неоднозначных, спорных, но в целом расставивших правильные акценты книг таких авторов, как В.Суворов (Резун) или М.Солонин, не заставили многих отказаться от однобокого восприятия прошлого. Сталинско-хрущевско-брежневская мифология оказалась, к сожалению, поразительно живучей, будто бы и не было почти 30 лет постсоветской эпохи…

Украинский режиссер и сценарист Игорь Кобрин в 2012 г. завершил работу над пятисерийным документальным фильмом "1941", премьерный показ которого начнется 7 февраля (22.00) на ТРК "Украина". Автор таких цельных, имевших широкий резонанс документально-публицистических фильмов, как трилогия "Чернобыль: два цвета времени" (1989), "Это Украина" (2003, 72 серии), "Собор на крови" (2007, 10 серий), документального цикла "Киномифы" (о "Молодой гвардии", Фанни Каплан и покушении на Ленина, убийстве Щорса…), представил на суд зрителей свою версию кровавого 1941-го...

Целый ряд устоявшихся и, казалось бы, уже в достаточной мере разоблаченных в конце 1980-1990-х гг. мифов является стержнем картины. Первые две серии - лишь прелюдия. Стыдливо замалчиваемое многие годы сотрудничество Германии и СССР в 1939-1941 гг. хоть и было браком по расчету, но освящалось идеологической близостью двух тоталитарных монстров. Кадры кинохроники конца 1930-х гг. показывают те же вопли восторга, аплодисменты, ту же показную простоту вождей в апофеозе "всенародного" обожания…

Подписание пакта Риббентропа-Молотова 24 августа 1939 г. (с секретными протоколами о разделе сфер влияния в Восточной Европе), а также договора "О дружбе и границе" 28 сентября 1939 г., уже после совместного разгрома Польши, стали прологом почти двухлетнего сотрудничества Германии и СССР. Вплоть до утра 22 июня 1941-го советско-германскую границу ежедневно пересекали несколько эшелонов со стратегическим сырьем - железной и марганцевой рудой, медью, каучуком, металлопрокатом, бензином, хлебом... Но война между тиранами была неизбежной: два зверя в одном логове находиться не могут.

В предвоенное время развернулась настоящая гонка на опережение. Проводилось обоюдное скрытое развертывание войск в непосредственной близости от границ. Но Сталин не верил, что Гитлер нанесет удар первым. Налицо было огромное превосходство в силах и средствах Советского Союза. Фильм развенчивает миф о "несметных полчищах врагов", и стоит вдуматься и проанализировать реальные и давно известные цифры, приведенные в фильме. Отсюда еще один миф - о "недомыслии Сталина", получавшего сигналы о готовящемся вторжении вермахта. Летом 1941 г. кадровая "непобедимая и легендарная", вооруженная до зубов РККА была практически уничтожена.

Миф о "жалкой кучке отщепенцев", ставших на путь сотрудничества с врагом… Таковых на самом деле оказалось огромное множество; у сотен тысяч наших соотечественников были собственные счеты с бесчеловечным режимом. Немцев встречали как "освободителей" жители не только Западной Украины, совсем недавно, в сентябре 1939-го, радовавшиеся "освобождению от польских панов", но и Восточной, многих российских областей. И эти кадры есть в фильме.

Только несколько цифр. Армия вторжения (нацисты и их союзники) к 22 июня 1941 г. не превышала 3 млн человек. В течение 1941 г. в плену оказались 3,8 млн командиров и красноармейцев, 68 генералов… Что это, как не полный разгром и развал государственной машины?

Вот какие впечатления вынес из послевоенного разговора с маршалом Георгием Жуковым Дуайт Эйзенхауэр, главнокомандующий союзных войск и будущий президент США: "Американцы измеряют цену войны в человеческих жизнях. Русские - во всеобщем очищении нации". Только как полное и циничное презрение к человеческой жизни можно охарактеризовать "философию" полководца, никогда не задумывавшегося над тем, сколько еще жизней можно отправить в топку войны…

Фильм третий "Оглушительное молчание" предлагает свою версию почти недельного ступора Сталина в конце июня 1941-го, намеревавшегося даже в ситуации первых страшных поражений реализовать свой план "освобождения Европы". В этом ряду - варварская бомбардировка Хельсинки, столицы еще нейтральной Финляндии, и городов Румынии, попытка нанести мощный танковый удар на Волыни с целью изменить ситуацию на фронтах, где началось беспорядочное бегство целых армий, эвакуация партийного и хозяйственного актива, бросавшего своих подопечных. "Курская дуга на Волыни" завершилась разгромом советских войск, который наши историки называли "серией контрударов, задержавших продвижение врага". Ценой "контрудара" стали 2000 уничтоженных и захваченных врагом танков и развал Юго-Западного фронта.

Две последние серии фильма Игоря Кобрина показывают жуткие апокалиптические картины разгрома кадровой РККА, в ходе которого "рушилась вся политическая система, еще несколько месяцев назад казавшаяся незыблемой". Советская власть бросила свой народ на произвол судьбы (а потом после освобождения будет глумиться в анкетах: "Находились ли вы на оккупированной территории?"), применяя тактику выжженной земли. Так был взорван Днепрогэс, поглотивший десятки тысяч красноармейцев и мирных жителей. В тюрьмах Западной Украины перед паническим отступлением энкаведистами были зверски уничтожены - "убыли по первой категории" - тысячи заключенных, в основном "политические". Поэтому вывод, прозвучавший в фильме, о том, что "войска одного бесчеловечного режима шли по земле, где уже более 20 лет хозяйничал другой", не кажется преувеличением.

"Армия рабов хороша только на парадах - позор 1941-го был предсказуем". С этой мыслью трудно не согласиться. Но все же именно эти "рабы" спасли от полного разгрома родину, а заодно и Систему со Сталиным, которые после 1945-го частично воплотили, уже в Восточной Европе, мечты о мировой революции, укрепив заодно позиции режима в собственной стране.

Фильм надо смотреть. У каждого своя правда о войне. Мои деды воевали; дед по отцу, генерал-майор авиации, говорил 10-летнему внуку в начале 1970-х: "Войну мы вначале проиграли, а уже потом ценой неимоверных усилий народа победили. Не верь, когда скажут, что мы сражались за Сталина. Мы дрались за родину, за родных и близких".

Завершу свой рассказ цитатой из книги Николая Никулина, фронтовика, профессора искусствоведения, приведенной в конце фильма: "Если бы немцы заполнили наши штабы шпионами, а войска - диверсантами, если бы было массовое вредительство и враги бы разработали детальный план развала нашей армии, они бы не достигли того эффекта, который был результатом идиотизма, трусости, безответственности и беспомощной покорности".

Человеческих жизней у Сталина было гораздо больше, чем у Гитлера. "Государство и народ будут воевать на разных войнах, и победы будут разными". С этой мыслью авторов фильма "1941" трудно не согласиться…