Сегодня я хочу вернуться в те далекие 20-е годы и проанализировать общую обстановку в стране. А она очень похожа на нашу теперешнюю действительность. Хаос и упоение послереволюционной свободой постепенно отходят на второй план. Вырисовывается стремление народа к лучшей жизни. И не через лозунги типа «Долой богатых», а путем реальной работы на зарабатывание всяческих благ. Появляется и крепнет частный сектор, мелкий бизнес возвращается из подполья. На этом этапе истории Украины замечается некоторое послабление в идеологическом руководстве со стороны партии. Хотя этот период очень недолог, всего-то до 1925 года.
Проявляется интерес, тяга людей к культуре, искусству, спорту. И в частности к театру. Театр становится наиболее приемлемой формой пропаганды культуры. А через нее и нового образа жизни.
С 1921 года в Киеве нет ни одного государственного театра. Преобладают возродившаяся частная антреприза и театральные паевые товарищества актеров. Еще существуют так называемые ведомственные театры. Это — либо кружки, организованные по принципу художественной самодеятельности, либо профессиональные труппы, взятые под опеку какими-либо организациями. Небезызвестный театр «Березиль» Л.Курбаса, давая свои выступления перед военными, так им понравился, что был взят последними на полное довольствие. Так «Березиль» существовал до 1925 года, пока не стал получать дотацию от государства.
Между тем в этот период в Украине, и особенно в Киеве работают старые, известные и появляются новые, интересные и самобытные театральные коллективы. Они представляют почти все возможные жанры. Это и классическая украинская драма, опера и балет. Это и театры поисков, пронизанные духом нового времени — студия имени Михайличенко и Творческое объединение Березиль, включающее в себя не только киевское отделение, но и филиалы в Одессе, Умани и Белой Церкви. Естественно в мозаике театров присутствуют и вечные, развлекательные — театр оперетты, кафе-шантаны, интимный театр (так назывался театр эстрады), национальные театры (в частности еврейский). Ведь в Украине проживало тогда огромное количество народов и национальностей со своими языками, вероисповеданиями и культурой. Был также и цирк.
Особое внимание я хочу уделить театру для детей. Такие театры впервые возникли у нас в бывшем СССР, сначала в Петрограде и в Москве, а потом и у нас. В 1923 году в Харькове — театр под названием «Сказка», а в 1924 году — в Киеве ТЮЗ под руководством ученицы Л.Курбаса И.Деевой и режиссера А.Соломарского. Этот театр был интересен не только своими постановками, но и тем, что разработал целую систему работы со зрителем.
Так как руководство театра пришло из мастерской Л.Курбаса, то и все нововведения — анкетирование, изучение спроса и интереса — тоже пришли оттуда. Сам Л.Курбас не только изучал правильность подбора своего репертуара, но и разработал целую систему абонементов для удобства и увеличения посещаемости своего театра. Абонементы были коллективные, когда все места в зале закупались профсоюзом какого-либо предприятия для своих сотрудников. Еще были частные абонементы, позволяющие посетить от 3-х до 6-ти спектаклей в месяц, то есть фактически бронировали место в зале за владельцем абонемента. Стоили они, как впрочем и простые билеты, не дорого, а потому были доступны не только новоявленной буржуазии, но и простым рабочим и служащим. Курбас также заботился и о провинции. Его театр часто и подолгу гастролировал по всей Украине, не делая выбор между городами и селами. Он также способствовал созданию новых филиалов своей творческой лаборатории в других городах, выделяя для этого свои режиссерские и актерские силы.
Кстати в то время в Украине почти не было стационарных театров. Все они были мобильны и вели передвижнический образ жизни.
Если полистать киевские и харьковские газеты за период с 1924 по 1925 годы, то можно увидеть, что и в Украину активно приезжали гастролеры. Это и московские театры, такие как театр Вахтангова, театр Мейерхольда, ленинградский оперный театр и даже такая звезда мирового масштаба как Айседора Дункан. Ездили не только всем коллективом, но и отдельные артисты были частыми гостями. Они выступали вместе со своими киевскими коллегами, что делало спектакли особенно интересными. Разные актерские школы, специфика работы каждого театра в сумме давали прекрасный результат.
Так как театр не зависел от государства финансово, он был вынужден сам о себе заботиться. Появились вновь спонсоры и меценаты, которые своими личными средствами поддерживали театры. Постепенно возродилась практика бенефисов, которая была отменена сразу после революции соответствующим указом правительства. Театральные афиши того времени пестрели объявлениями о каждодневных бенефисах. Особенно тут преуспел театр оперы и балета, носивший тогда имя К.Либкнехта. Бенефисы предоставлялись не только артистам, но и художественному, техническому персоналу и даже кассирам и вахтерам. Собранные от бенефисных спектаклей деньги шли на материальную помощь этим лицам.
Хорошо было поставлено освещение всех событий тогдашней театральной жизни в прессе. Печаталась и театральная хроника, только констатирующая факты и более подробные, развернутые статьи и рецензии. Причем была относительная свобода слова. Порой критика хвалила спектакли и пьесы, идущие вразрез с политикой партии и правительства, и наоборот, ругала откровенно агитационные пьесы, не представляющие никакой художественной ценности. Так, например, случилось с пьесой Луначарского.
На сцену вернулись и «прощеные» авторы — эмигранты. Так «Березиль» ставит Винниченко.
Тогда много ставили не только своих авторов, но и зарубежных пролетарских писателей и драматургов. В 1924 году нашумел спектакль «Джимми Хиггинс» по Синклеру, который выпустил Курбас. А также «Машиноборцы» по Толлеру, поставленные им же. Театр имени Михайличенко представил «Универсальный некрополь» по Эренбергу, в постановке М.Терещенко. Кстати, этот театр для популяризации своей деятельности стал выпускать собственную газету «Жовтень».
Анализируя деятельность театров первой половины 20-х годов, обращаешь внимание на ее интенсивность, напор: как бы волны одна за другой накатываются на зрителя, стремясь захватить его в свой плен. И у театров это получалось. Каждый находил для себя что-то интересное, понятное. А система культпоходов рабочих в театры хоть и была насильственной, но все же сыграла положительную роль. Многие из них именно так впервые познакомились с театром и полюбили его.
Но были и те, кто не понял, не принял театр и считал его роскошью, буржуазным пережитком, неприемлемым для советского человека. Из таких ярых противников театра и выросли со временем гонители Кулиша, Курбаса, других прогрессивных театральных деятелей. Так, уже начиная с 1926 года, когда театр «Березиль» был переведен в Харьков, а его место занял теперешний театр украинской драмы имени И.Франко, стало видно, что «оттепель» заканчивается. Однако относительная стабильность в театре просуществовала еще до 30-х годов. В 1933 году Курбас был смещен с занимаемой должности, сталинская репрессивная машина добралась до него. Мы до сих пор не знаем точно как он погиб и где его могила. Такая же участь ждала и Кулиша. Однако в те далекие
20-е годы они еще не подозревали об этом.
Итак, начиная со второй половины 20-х годов, театры постепенно начали становиться государственными. Живя за счет государства, они многое потеряли в плане творческой свободы. Они были вынуждены работать по указке сверху. Сверху спускалась и тематика ставившихся пьес (сначала только в форме рекомендаций), и план постановок. Было создано множество органов, жестко контролирующих деятельность театров. Так в общем-то печально закончился прорыв украинской культуры начала 20-х годов.
Что ожидает новый прорыв уже начала 90-х годов? Хочется верить, что его судьба будет иной.