UA / RU
Поддержать ZN.ua

НЕОТРАЗИМОЕ ОБАЯНИЕ ЦЕРЛИНЫ

Спектакль «Дон Жуан» Моцарта, который идет на сцене Национальной оперы Украины не первый сезон, в этот вечер напоминал премьеру...

Автор: Марина Черкашина

Спектакль «Дон Жуан» Моцарта, который идет на сцене Национальной оперы Украины не первый сезон, в этот вечер напоминал премьеру. Настроение праздничного подъема царило на сцене и в зале. Всеобщий интерес вызвал приезд молодой певицы из Израиля Карин Каспи, исполнявшей партию Церлины. Это был первый опыт подобных творческих контактов. Его удачной реализацией мы обязаны инициативе и энергии министра-советника посольства Израиля в Украине госпожи Майе Гал, а творческий успех всецело определялся талантом, обаянием, высоким уровнем профессиональной подготовки нашей гостьи, совсем еще юной, но отнюдь не похожей на неопытную дебютантку. И это несмотря на то, что партию моцартовской Церлины она пела на большой оперной сцене впервые — тем почетнее для нас, что произошло это в Киеве, и партнерами ее были прекрасные киевские певцы, с которыми сразу сложились творческие контакты. А в опере Моцарта взаимопонимание с партнером важно вдвойне, так как важнейшая нагрузка падает в ней на ансамблевые сцены. Особенно это относится к обаятельной невесте ревнивого Мазетто Церлине — наивной и лукавой, непосредственной и по-женски тщеславной, неизменно берущей верх над своим прямолинейным увальнем-женихом, которого уже готова была променять на благородного сеньора. Сценический дуэт Карин Каспи— Церлины и Богдана Тараса—Мазетто выглядел настолько сыгранным и убедительным, что казался результатом длительной совместной подготовки, в то время как Карин всего дважды прошла роль с Валентиной Рекой (после смерти режиссера-постановщика киевского «Дон Жуана» Ирины Молостовой следить за спектаклем поручено ей) и даже не имела оркестровой репетиции.

Партию Церлины у нас принято поручать певицам с более высокими голосами. Карин Каспи обладает полнозвучным, хорошо обработанным меццо-сопрано, позволяющим вполне справляться с тесситурой и выделяться индивидуальностью более весомого тембра рядом с двумя другими женскими партиями оперы Моцарта — Донной Анной и Донной Эльвирой. К тому же это позволяет подчеркнуть контраст между простонародной героиней и знатными дамами. Эти различия Карин прекрасно передала и во всем сценическом поведении своей героини, создав удивительно точный и объемный образ, соответствующий многогранности неповторимого моцартовского характера. В первой сцене с Дон Жуаном она выглядит наивной простушкой, неумело старающейся приспособиться к галантному обращению знатного кавалера, что еще больше подчеркивает ее неискушенность. Иной — гораздо более естественной и раскованной — становится ее Церлина в сценах с не на шутку оскорбленным женихом. Здесь ее женская натура дает о себе знать в полную силу. Свои диалоги с партнером Карин Каспи ведет без малейшего наигрыша, щедро пуская в ход лишь одно оружие — неотразимое обаяние юности.

Весь киевский спектакль можно было без преувеличения назвать молодежным, хотя участвовавшие в нем певцы имеют сценический опыт. У нашей гостьи такой опыт пока невелик: она еще учится, являясь студенткой Музыкальной академии в Филадельфии — той самой, которую в свое время окончил знаменитый американский композитор и дирижер Леонард Бернстайн. Однако в творческом активе у Карин уже целый ряд сложных и разнообразных оперных партий, начиная от коронной в меццо-сопрановом репертуаре Кармен и вплоть до современных опер, в том числе «Поворота винта» Бенджамина Бриттена. Свое будущее певица связывает с оперными сценами в Америке и в Израиле, а также в других странах. Будем надеяться, что и Украина не останется в стороне от ее гастрольных маршрутов. Тем более что после Киева ее ожидает Львов, где Карин выступит с концертной программой.

Возвращаясь к киевскому «Дон Жуану», хочется назвать его хорошей визитной карточкой нашей столичной сцены. Он продуман во всех деталях, крепко выстроен режиссерски — лишний раз осознаешь, кем была для нашей Национальной оперы Ирина Молостова и что ценил в ее режиссуре такой выдающийся музыкант и художественный руководитель Мариинского театра, как Валерий Гергиев. Четкой выверенностью и слаженностью отличается музыкальная сторона (дирижер- постановщик Александр Барвинский). Добрых слов заслуживают все исполнители, хотя женский состав на этот раз показался несколько сильнее мужского (Донна Анна — Ирина Даць, Донна Эльвира — Елена Клейн). Из мужчин, кроме уже упомянутого Богдана Тараса, хотелось выделить Николая Шуляка— Оттавио. Партия эта мало выигрышна сценически, поэтому так важно здесь качество пения. Николай Шуляк стремительно растет как певец и актер, особенно после «Ромео и Джульетты» Гуно.

Что ж, первый опыт творческих контактов оперного искусства Украины и Израиля оказался удачным с обеих сторон. Будем ждать дальнейшего расширения подобного сотрудничества.