UA / RU
Поддержать ZN.ua

НЕНАБЛЮДАЕМАЯ ВЕЛИЧИНА

Cовершенно несвоевременные мысли - Тьфу! Г.Сковорода Взгляд и нечто Как-то ноют все нынче. Несколько немузыкально, негармонично, но некая музыка слышится...

Автор: Сергей Набока

Cовершенно несвоевременные мысли

- Тьфу!

Г.Сковорода

Взгляд и нечто

Как-то ноют все нынче. Несколько немузыкально, негармонично, но некая музыка слышится. Тоскливая такая. Что-то закончилось, что-то не началось. И все ноют. Тоскливо как-то нынешним политологам и аналитикам, и все им не то и все им не так... Оно, конечно, все действительно не так. Но где - так? То есть, где эта самая благодать в человецех, где благорастворение воздухов и не идиотское телевидение? Где эти самые непродажные политики, честные коммерсанты, умный народ? Не вонючий газ, в конце концов?

Где-то все это должно быть, и если этого нет у нас - тем хуже. Для них. (Для кого?!!) Мы будем ныть и требовать своего. На кухнях ли, с обличительных ли трибун, в малотиражных журнальчиках... Чего хочется на самом деле? Что б все было хорошо. Поскольку все хорошо не бывает нигде и никогда (в лучшем случае, как следует из народной мудрости, - «хорошо там, где нас нет, а мы придем - и там испортим»), каждый украинский сапиенс долгом своим почитает чего-то такого сказануть. Высказывания эти постепенно сливаются в некий общий гул, вычленить из коего можно лишь какие-то ужасные стоны и нецивилизованные завывания. Впрочем, определенная часть общества устроена неплохо, молча и удовлетворенно сопит, потихоньку себе коррумпируется и даже иногда отмывает что-то такое весьма пахучее, что пахнуть не должно бы. Однако данную - удовлетворенную - часть общества к сапиенсам традиционно не относят, очевидно, потому, что эта часть всегда исчезающе мала и всегда всем довольна.

А напрасно. Напрасно не относят. Может, как раз они-то и есть самые что ни на есть сапиенснейшие рассапиенсы. Однако не будем. Не будем о чиновниках, рэкетирах и монополистах.

Не будем касаться скользких, фундаментальных и вечных тем государства, земли и крови, снижения налогов.

Поговорим, читатель, ни о чем...

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ?

Говорить, а тем более писать о ненаблюдаемом явлении весьма сложно. Не хочется прибегать к терминологии загадочной теорфизики или высшей математики. Но есть такая мрачная шутка, такая издевательская вещь, как абстрактное понятие, введенное в обиход то ли для облегчения мыслительных процессов, то ли из хулиганских побуждений и используемое для определения несуществующей в природе вещи. Называется украинская элита, гм.

Этимология слова ясна. А вот кто отбор производит? И зачем? По какому принципу? Руководствуясь какими критериями? Ежели я, скажем, не блюю на каждом углу, а только на некоторых, то я уже - кто? Или спросим вслед за Станиславом Ежи Лецем: интеллигентна ли голая женщина?

Помню, после сдачи вступительных экзаменов в университет собрал нас, свежеиспеченных студентов, какой-то толстый дядя и сходу заявил, что, де, мы теперь не школьники, не рабочие с крестьянами, а самая что ни на есть интеллигенция. Признаться, я слегка облез, поскольку из сотни окружающих меня лиц какой-то проблеск чего-то похожего на интеллект наблюдался разве что у десятка, но, однако же, скрепя ум, честь и совесть, поверил. Как потом оказалось, зря...

Хотя, может, и не зря. Советский интеллигент! И не захочешь, а прослезишься. Изолгавшаяся кухонная прослойка! Как еще тебя назвать, родная!

Об интеллигенции в последнее время модно стало. Что-то такое красивое и бла-ародное чудится. Но вот трудно не согласиться с г-ном Ульяновым в том месте, где он заявляет, что, мол, не мозг нации, нет, говорит, не мозг! Хоть и сам типичнейший интеллигент, в отличие, скажем, от Достоевского или там Бердяева, а вот правду сказал. Что эти дореволюционные русские интеллигенты с обожаемым ими народом наделали - жуть просто. А уж про интеллигентскую послереволюционную орду и советско-эсэсэсэровскую армию образованщины и вспоминать тошно. Вместе с ихней тов. Джугашвили дозволенной «Литературкой».

От «Вех» до воспоминаний Надежды Мандельштам - большой путь. И на всех этапах этого большого пути - обглоданные интеллигентами кости интеллектуалов...

Приятно думать, что украинской интеллигенции не существовало.

СЛИВКИ ОБЩЕСТВА?

Так что же с элитой? Хорошо, формальный принцип срабатывает всегда - типология элит более или менее разработана, почитали какого ни на есть Райта Миллса, Гаэтано Моску или модного Макса Вебера, разложили по полочкам и ушли. Так что - оторвавшись от сохи (подсчета комсомольских взносов, торговли помидорами, контактных единоборств...) и, попав «в струю» (совет, кабинет, комитет), уже как бы возвышаешься над. Значит - лучше, значит - умнее, значит - соль земли. Качественные показатели побоку. Джон Бьюкенен, заявивший, что «нами управляют дилетанты и люди второго сорта», сказал это не про нас, и вообще - кто там его знает?

Все-таки, как ни крути, как ни грустно, а сам термин «элита» спонтанно врубает на полную катушку оценочный механизм подсознания, задействует во всю мощь всю ценностную иерархию, впитанную уж не знаю там с чем, и вот смотришь - ан нет, не получается. И формальный подход не срабатывает, и этический, и эмоциональный пробуксовывает.

И несмотря на переходные периоды и посттоталитарный синдром, как-то не получается найти ни «элиты лисиц», ни «элиты львов». Макиавелли советовал руководителю совмещать. Да Бога ради, сколько угодно, было бы кому... Псевдоэлита? Протоэлита? Старая, новая…

Ведь эта самая удовлетворенная наисапиенснейшая часть общества и считает себя самой что ни на есть. Увы, то же самое начинают ощущать и остолбеневшие массы. Так было, так будет - вот она, наша элита. Скоро ли само слово приобретет пейоративный оттенок? Пока что понятно - то что в общественном сознании, на бытовом уровне предстает элитой, на самом деле таковой не является. Но все равно: кто у власти, кто богат - тот и элита, тот и правит. Как? Как назвать то, что мы имеем? Ведь чем отличается, скажем, охлократия от чего другого? Наплевательским отношением к законам, некомпетентностью, манипулятивным, чисто утилитарным подходом к интересам определенных слоев населения, использованием личного положения в государственной иерархии исключительно в собственных или узкогрупповых интересах. Ну и, конечно, безответственностью. Похоже ли то нечто, на чем нелепо болтается лейба с корявой надписью на общепонятном наречии: «украинская национальная элита»? Похоже, похоже, не кривляйтесь.

Но есть еще такое словечко - не дурак придумал - «клептократия». Но - т-с-с, совсем не так поймут. Непатриотично.

О ТЕЛЕВИДЕНИИ

Так что, не сливки, а - подонки, что ли? Да нет, даже и этого не дано. Так, случайность. Артефакт, неожиданный и непредсказанный, никому не нужный добавочный продукт некоего эксперимента. Определенные привилегии, надутые щеки. Чистая мифологема, бродячий сюжет, и я плачу налоги этим людям. О да, политика - самый рентабельный вид бизнеса. Однако - уж выборы близятся, а Германа все нет…

Найдется, конечно же, какой-нибудь. Ведь надоел этот режим. Режим как данное нам в ощущениях воплощение политической системы на практике, как совокупность реальных приемов и способов осуществления власти. Надо мной. Над нами. Над народом.

Элита наша - в ее конкретных представителях - тождественна ему, нашему народу. Не слишком умна, как и всякий народ, но и не слишком глупа. Хитра, но, похоже, «москаль» все равно обдурит. Суржиком кое-как владеет. Можете, любезный читатель, сами ряд продолжить. Вот и «мозговой танк государства и нации». Может, оттого так и ноют представители сякой-такой оппозиции, окопавшиеся в фондах? Ведь действительно страшно становится. Заранее приношу извинения нервическим дамочкам от штатной политологии и экзальтированным радетелям единства любой ценой вокруг кого угодно. Но меня лично ужасает мысль о том, что вычислить интеллектуальный уровень и духовный потенциал наших руководителей можно очень просто - включив телевизор. Мне надоел этот режим, которому нравятся УТ-1 и - о Боже! - ИНТЕР.

Нет элиты, есть хорошие люди. Хватит ли нам этого?

Тягучая и заунывная музыка украинской революции опасна не менее той, от которой загнулся Александр Блок. Тем более, что украинская революция еще даже и не начиналась. Самое интересное, увы, еще впереди.

...

И наконец, следует отметить интересный факт - не только редакция не согласна со всеми отвратительными мыслями и тошнотворной позицией автора, но и он сам. То есть - я. Не все так плохо. Привет.