История простая. С 1995 года в Украине присуждается Государственная премия имени Александра Довженко - за выдающийся вклад в отечественное киноискусство. Ее лауреатами являются Борислав Брондуков, Кость Степанков, Юрий Ильенко, Кира Муратова, Маргарита Криницына, Леонид Осыка, другие выдающиеся кинематографисты. В прошлом году премия была присуждена авторам документального фильма «Объяснение в любви». Ее должны были вручить еще 12 сентября 2010 года, в день рождения Довженко. Однако соответствующего президентского указа не дождались...
Чиновники просили не поднимать шум: ну, произошла небольшая техническая заминка, но ведь скоро указ будет подписан. Между тем проходили месяцы, воз стоял на том же месте…
А нас снова и снова уверяли: еще немного, вот-вот. Уже к концу года я, как председатель комитета по премии, обратился с письмом к президенту Украины Виктору Януковичу. В нем, в частности, написал:
«Обращаемся к Вам в связи с неприятной ситуацией, сложившейся в этом году с Государственной премией имени Александра Довженко. Комитет по премии принял решение о присуждении ее авторам фильма «Объяснение в любви» - режиссеру Ролану Сергиенко, оператору Эдуарду Тимлину, композитору Владимиру Губе. Это выдающиеся мастера, гордость отечественной кинематографии.
К величайшему сожалению, Указ Президента относительно присуждения премии не был подписан и потому она не была вручена 12 сентября, в день рождения А.Довженко, как это должно быть согласно действующему Положению, утвержденному Кабинетом Министров Украины. Так продолжается до сих пор, несмотря на то, что год заканчивается. Никаких пояснений этой неприятности мы не получили.
Просим Вас, господин Президент, отдать дань уважения выдающимся кинематографистам и дать указание относительно оформления процедуры присуждения Государственной премии. В противном случае будут унижены киномастера, сама память о великом Довженко».
Уже март, ответа нет. Ясное дело, что до президента эти письма просто не доходят.
Одна из версий - те, кто вовремя не оформил и не подал на подпись президентский указ, пытаются делать вид, что ничего не случилось. Доложить президенту о содеянном - означает напроситься на крупные служебные неприятности. Так что пусть будет, как есть. Подумаешь, какая-то премия.
Другая версия - есть какие-то претензии к решению комитета по премии.
«Объяснение в любви» снято еще в советские времена, и присуждение выглядит вроде бы не совсем логично... Да, в советские, и тогда же положен на полку. И только в прошлом году картине вернули жизнь, отреставрировав ее. Фильм является высокохудожественным произведением, в нем показана история Украины на протяжении четырех десятилетий. В фокусе - судьбы украинских женщин, зарифмованные со словом и мировоззренческими принципами гениальной Леси Украинки, чей образ присутствует в ленте. Ученик А.Довженко режиссер Ролан Сергиенко предложил решение, обозначенное традицией его великого учителя. Это поэтическая летопись, лирико-эпическое произведение, использующее прежде всего средства визуально-поэтического языка.
И даже если что-то не так - чиновники должны были определиться с этим еще до 12 сентября 2010-го.
В любом случае принятое решение не противоречит действующему положению о премии - ограничений по времени создания фильма там нет.
И это на фоне весьма радикальных изменений в отношении власти к кинематографу...
В разы увеличено государственное финансирование кино.
Приняты дополнения и поправки к действующему «Закону о кино», о которых говорилось как минимум на протяжении десятилетия.
В Налоговом кодексе тоже зафиксированы едва ли не революционные перемены...
И такой вот пассаж - с Государственной премией.
За что так оскорблен блестящий оператор Эдуард Тимлин, один из лучших представителей отечественной кинооператорской школы?
А автор музыкальных шедевров в немалом количестве фильмов - Владимир Губа (достаточно назвать такие ленты, как «Каменный крест», «Захар Беркут», «Каштанка»...)?
Вообще, не многовато ли у нас скандалов с премиями? С государственными наградами, почетными званиями в целом? Не потому ли, что процедуры выдвижения и присуждения достаточно закрыты? В том числе и в финальной фазе, когда оформляются соответствующие документы. Премий это касается в меньшей степени, а вот почетные звания (все эти «народные», «заслуженные» и т.п.), ордена и медали получают и бездарные, и беспринципные люди, которые любой ценой стремятся проломить государственную стену.
Это началось не сегодня и не вчера. Год назад я был в составе Шевченковского комитета - град звонков, «ходоков», особенно по поводу одного поэта, дедушки «выдающегося» деятеля местного разлива. Кое-кому из членов комитета даже деньги предлагали...
Нужна реформа.
Не должно быть так, что вопрос с теми же званиями решают «глухонемые» чиновники, к которым не достучаться. Должна быть открытая общественная экспертиза, общество имеет право знать, за какие заслуги награждают одних и отфутболивают других. А может, отказаться, в конце концов, от этих званий? Рудимент прежних эпох, эдакий рычажок, посредством которого власть пытается влиять на художественную среду.
Конечно, государственные премии должны быть. Однако и здесь прозрачности явно не хватает. Не говоря уже о том, что зачастую отмеченные произведения ни о чем не говорят ни читателю, ни зрителю, даже достаточно информированному. Раньше была практика широкого показа фильмов - и в кинотеатрах, и на телевидении. С общественным обсуждением. Чем более закрытый премиальный процесс, тем вероятнее манипуляции, закулисные договоренности и тому подобные «прелести» этого процесса.
Премированное высокой Государственной премией произведение должно широко транслироваться, быть распространенным в общенациональном пространстве.
И в завершение. Еще раз обращаюсь к президенту Украины. Глубокоуважаемый Виктор Федорович, пожалуйста, дайте распоряжение завершить эту уж слишком досадную историю с подписанием указа о присуждении Государственной премии имени Довженко. Нехорошо оставлять все так как есть...