UA / RU
Поддержать ZN.ua

НЕМНОГО СЕМЕЙНОГО АБСУРДА НА УКРАИНСКОЙ СЦЕНЕ

Элементы театра абсурда нетрудно заметить во многих, даже классических пьесах. В частности, в коме...

Автор: Валентина Грицук

Элементы театра абсурда нетрудно заметить во многих, даже классических пьесах. В частности, в комедиях Антона Чехова, где абсурд жизни высмеян столь тонко, что большинство режиссеров его там просто не видят, считая блажью автора определение жанра «Чайки» - комедией. Существует привычка воспринимать слишком драматично ситуации, где никто никого не видит, и диалоги, где никто никого не слышит. Мы не приучены к театру, демонстрирующему до смешного примитивные механизмы семейных, социальных или политических ссор, сбивающему с них маску важности и показывающему их комическую простоту и мелочность.

Не так часто в Украине увидишь не элементы театра абсурда, но воплощение на сцене известных текстов этого направления. Но вот появились четыре успешные, принципиально новые трактовки пьес такого рода. «В ожидании Годо» Сэмюэля Беккета Экспериментального театра НаУКМА, спектакль, который нравится публике любой нации, подготовленности и даже возраста; а также три премьеры Юрка Яценко и Ларисы Парис. Эти две творческие личности, взятые вместе, образуют театр «Двоїна» или Д.Ц.Т.Д. (ДвоїнаЦеТеатрДвох). Наверное, единственный театр, который исследует взаимодействия мужского и женского начал не как романтические пристрастия, которые заканчиваются (по архетипическим схемам) свадьбой или смертью, а как длительный процесс сосуществования в семье. Драматургия парадоксов, привычнее, абсурда - наиболее всеобъемлюще отвечает требованиям подобных наблюдений.

Спектакль Д.Ц.Т.Д. «Стулья» Эжена Ионеску - первый в уже осуществленной трилогии. Официальная премьера с успехом прошла в Москве (принципиально на украинском!), а у нас спектакль был во Львове, Одессе и Киеве в рамках фестиваля «Дах». «Стулья» - концентрация партнеров друг на друге. Однообразные семейные ритуалы герои проживают так искренне, как добрый христианин церковный обряд, каждый раз впервые. Эта семейная пара напоминает «старосветских помещиков» Гоголя. Да, они смешны, но так счастливы. В этом спектакле Юрко Яценко и Лариса Парис работают как актеры и как режиссеры, являясь авторами спектакля. Другой спектакль, где они представлены только как режиссеры, - «Счастливые дни» Сэмюэля Беккета. Это премьера конца сезона Киевского театра юного зрителя. Спектакль три раза шел в конце июня на малой сцене и был хорошо встречен публикой, правда, довольно подготовленной. Это опять продолжение семейной темы. Главная героиня Винни, роль которой исполняет заслуженная артистка Украины Ольга Писарь, на протяжении спектакля ищет своего мужа, часть себя, половину. Вот он здесь, но всегда недосягаем, закрыт в собственных мирах. В своем футболе, работе, игре на аккордеоне. Он двоится, троится (роль Вилли исполняют три актера), становится всем, средой, даже - палящим солнцем. Винни-Писарь видит его в каждом углу сценической площадки, в своем воображении, но не может его персонифицировать. Вилли - размытый мираж другой реальности, иного бытия - мужского.

Старая парализованная Винни сидит в шезлонге и мечтает о смерти, которая подарит ей счастливые дни встречи, когда пара, не ограниченная земными телами, наконец-то станет чем-то единым навсегда. Но Беккет, в отличие от Ионеску, - автор пессимистический, он не оставляет зрителю уверенности в том, что персонажи, не нашедшие друг друга в маленькой постели, могут встретиться в вечности.

Третий спектакль - «Лысая певица» Ионеску, поставлена в Экспериментальном театре НаУКМА. Автор Лариса Парис. Она режиссер, художник по свету, по костюмам, хореограф и даже актриса в роли Главпожарника, потому что за неделю до показа заболела артистка и москвичка Лариса поработала с текстом так, что даже украинский писатель Богдан Жолдак не мог понять, кто в этом спектакле россиянка. Ее муж - Яценко занят здесь только как актер в этом действе.

За десять репетиций в нервозной обстановке был сделан спектакль завораживающе талантливый во всех отношениях, пожалуй, самый удачный в трилогии. Мужчины здесь, как в греческом театре, играют женские роли, но намека нет на геев. Валерий Легин и Юрко Яценко просто демонстрируют женский способ мышления, манеру себя вести в постели и в гостях.

«Если в дверь кто-то звонит, значит за дверью кто-то есть», - говорит муж. «Если в дверь кто-то звонит, значит за ней никого нет», - говорит жена.

Этот спектакль - веселая попытка примирить женскую и мужскую логику. Публика умирала со смеху, правда, трагический финал озадачил всех…