UA / RU
Поддержать ZN.ua

НЕМЕРКНУЩИЕ СВЕЧИ «ХРОНИКИ 2000»

На презентации нового выпуска культурологического альманаха «Хроника 2000» было живо и многолюдно....

Автор: Оксана Ольхина

На презентации нового выпуска культурологического альманаха «Хроника 2000» было живо и многолюдно. То ли тема, посвященная истории и современности украинского парламентаризма, «взяла за живое», то ли некоторые оказались в том месте в то время, но говорили действительно многие и подолгу. Обсуждали политическую ситуацию в Украине, благодарили Фонд содействия развитию искусств и всех спонсоров, без которых данный номер не появился бы, пели дифирамбы авторскому коллективу. Но, по-моему, одно из сказанного не поддавалось сомнению. Парламенты бывают разные: с адресами и без. Существует парламент духовный. Членом последнего Юрий Буряк, главный редактор альманаха, стал уже давно. Но он, нет, не виновник, просто участник события, в основном, молчал, глядя на стол, где стопками выстроились новенькие журналы «Хроники». Еще один этап позади...

Пусть не послужат для вас опровержением предыдущих следующие строки размышлений издателя, поэта и гражданина Юрия Буряка. Они, ох, как нелегко ложились на бумагу.

- Журнал «Хроника 2000» - ровесник независимости. Он создавался на огромном духовном стремлении и культурном энтузиазме 91-го года, который, не истратив во временных политических играх и баталиях, донес до наших дней. Я считаю, что самая большая политика прежде всего делается в области культуры. Это - цемент, укрепляющий нацию и державу. Именно он противостоит проявлениям хуторянства, обособленности, которые разъединяют наше общество. Учитывая подобные факты при создании альманаха, мы работаем в трех направлениях: 1) Украина в европейском и мировом контексте; 2) Регионы Украины как компонент многовекового и многогранного культурного наследия в целом; 3) Тематический уклон как, например, «Держава, культура и право», «Сакральное искусство Украины», «Феномен украинского казачества». Последний номер посвящен парламентаризму. Для нас - это без преувеличения важный выпуск. Редакции было не просто прийти к такой теме. Сами понимаете, насколько заполитизирована наша сегодняшняя общественная жизнь. Допускаю даже, что кое-кто из политиков будет не доволен содержанием последнего выпуска, мол, чего-то нет, того-то не хватает. Но мы не стремились создать тысячелетнюю хронику политических процессов в Украине (это скорее задание Академии наук с ее многочисленными институтами). Откровенно говоря, наша цель была показать Украину как единый государственный организм, существующий в течение многих столетий, ту общность, что определяется демократическим духом народа, его стремлением к независимости, справедливости. Все эти факторы издавна объединялись в понятие народного права и представительства, которое прошло сложный путь от древнекиевского вече, казацкой соборности аж до современного парламентаризма. И до той модели парламентаризма, которую завещали выдающиеся деятели Центральной Рады. То есть речь идет об источниках украинской демократии, ее политической культуре и духовной наполненности. И с таким номером, как мне кажется, полезно будет ознакомиться всем без исключения нашим государственным деятелям, парламентариям, социологам, простым читателям, независимо от их взглядов и направленностей, для того, чтобы не заблудиться в лабиринтах современных политических доктрин, иметь перед собой ясное представление, что такое украинская демократия и государственность как самобытная культурно-политическая формация, возникшая на землях Восточной Европы.

- А что вы можете сказать об аудитории «Хроники» в целом?

- Сейчас у нас около тысячи подписчиков. А тираж все время получался разный. Начинали с 20000, бывали времена, когда выходила только одна тысяча. Присутствовал и русскоязычный вариант, возможно, когда-нибудь к нему вернемся, чтобы выйти на территорию СНГ. Ведь людей, которые интересуются украинской культурой, в мире и, в частности, в России очень много. Это и Зеленый Клин, и Сибирь, и Дон, и Кубань, и Москва, и Петербург. Но для этого, конечно, нужны средства. Периодичность у нас задекларирована 6 раз в год, но в основном, приходится издавать спаренные номера. Бывали и абсолютно кризисные моменты в жизни «Хроники», когда за год появлялся всего один выпуск. А последний журнал, посвященный парламентаризму, уже 24-й. Но думаю, что до 2000-го мы своему читателю вернем все номера, какие недоиздали в прошлом. Сегодня могу с уверенностью сказать, что у меня есть около 60 тематических проектов. Это проекты выпусков, отражающие историко-культурные связи с европейской и другими культурами в хронологическом изложении: Украина-Италия, Украина-Австрия, Украина-Германия, Украина-Великобритания. Ведь наша автура - лучшие искусствоведы, писатели, культурологи. Среди них такие известные люди, как Михаил Брайчевский, Елена Апанович, Валерий Шевчук, Дмитрий Горбачев, Анатолий Макаров и многие другие - цвет нашей науки, литературы, современной эстетической мысли. Вы знаете, как трудно сейчас живется таким людям. Работая на «Хронику» и вкладывая в нее свой огромнейший потенциал, они, естественно, должны получить вознаграждение. Наш нравственный долг, чтобы их высокопрофессиональный труд был оплачен. Не секрет, что и издателю сейчас очень трудно. Хотя я бы не сказал, что украинская книга совсем уж в загоне. Ведь существуют такие издательства, как «Основы», «Лыбидь», вышло несколько отличных книжных серий. Но все равно этого не достаточно для того, чтобы нормально чувствовал себя не второстепенный европейский народ. Потому что сейчас, по статистике, украинский читатель на родном языке получает всего несколько процентов книжной продукции по сравнению с нигерийским, мозамбикским или еще каким-то.

- Я знаю, что за издание «Хроники 2000» вы были награждены премией им. Ивана Огиенко.

- Да, ее вручение было неожиданным для меня и ко многому обязывает. Это своеобразный аванс, который в будущем необходимо отработать. Но поскольку сама личность Ивана Огиенко универсальна, а наследие его, как писателя, теолога, языковеда, общественного деятеля, издателя, переводчика, - велико и многогранно, то кое-что из него вполне могло бы разместиться на страницах нашего альманаха. Для меня открытие митрополита Иллариона стало особенным. Сам по себе я приложил определенные усилия, чтобы в издательстве «Довіра» вышла первая его книга «Українська культура». Тогда предисловие к ней писал М. Жулинский, но основную часть - адаптацию текста к современному правописанию делали мы, когда в книжной серии «Українські пропілеї» зарождалась «Хроника». Так называется наше издательство, в котором в начале 90-х выходило то, что было мало известно читателю. Мы возвращали произведения и имена, работавшие на украинскую культуру и не дошедшие к своему народу.

Почему еще меня лично заинтересовал Иван Огиенко? Как-то в архивах я нашел книгу митрополита Иллариона, изданную в Праге Евгением Выровым. Я сам из Днепропетровска, а это был такой книгоиздатель и известный деятель, который начинал работать в Екатеринославе. И сначала для меня сработал чисто земляческий момент, но все в жизни рифмуется, и таким образом для меня открылась выдающаяся личность. К сожалению, пройдя большую школу, изучая мировую, украинскую и русскую литературы, я раньше совсем не знал ее в достаточно полном объеме. Но, если только даст Бог, обязательно появится тематический номер «Иван Огиенко», как и «Владимир Вернадский».

- И все же первую премию вам присудили как поэту или на это совсем не остается времени?

- Основная моя работа - издательство журнала... Но ведь все держится на духовной основе. И поэзия, безусловно, является ее стержнем. Сейчас у меня есть намерения и соответствующие тексты, и уже начата работа вместе с композитором Олегом Кивой над созданием камерной кантаты, посвященной христианским проблемам: отношениям Отца и сына. Над нами существует Отец, безусловно, Он является абсолютом, хотя у каждого свои абсолюты. Но так или иначе все мы рано или поздно задумываемся о той Высоте и у нас появляется сыновняя и отцовская обязанность.

Когда-нибудь я обязательно издам свою книгу. Но, безусловно, жить одним этим бессмысленно: все настоящие поэты были лучшими гражданами своего времени. И как ни странно, именно «Хроника» постоянно держит меня в форме и дает возможность легко и быстро переключаться на творчество. Ведь она - как свечи в храме, зажженные многими-многими людьми во имя самого святого и наивысшего.