Немало ведется дискуссий о судьбах отечественного музыкального театра. Но кое в чем мы все-таки не проиграли. У нас есть свой театр оперы и балета для детей и юношества. Театр, который имеет свое помещение, полностью укомплектован штатом, а с недавних пор получил даже статус академического. Уже начат отсчет третьего десятилетия его существования. Этот пример как раз иллюстрирует наш прорыв в сферы богато и разнообразно структурированной музыкальной жизни европейского образца. И плюс здесь не только в том, что наши дети почти в любой день могут посетить оперный или балетный спектакль, который является не условно допустимым для просмотра детьми, а специально адресован им и часто идет в дневное время. Перед спектаклем часто звучит вступительное слово, а небольшой и уютный зал бывшего Клуба пищевиков вполне способствует установлению доверительной и трогательной атмосферы общения со сказкой. Здесь не просто сделан шаг навстречу детям, но и смело продолжена сама традиция создания оперных театров специально для детей. Ведь подобных коллективов не так уж много в мире. Оперный театр для детей и юношества — это не правило, а исключение, даже для пресыщенной и музыкальной Западной Европы. Наиболее приближенной к нам во времени и пространстве носительницей идеи создания таких театров была Наталия Сац. И очень символично, что в Москве такой театр красуется на одной площади в триаде самых главных театров России, в числе которых Большой и Малый.
Наш театр выполняет абсолютно уникальную роль в жизни столицы Украины. Ибо он не только осуществляет культурное обслуживание детского зрителя, а и всё увереннее становится еще одним полноценным оперным театром Киева, способным предложить и классический репертуар, и даже репертуар, который вполне могут посмотреть взрослые зрители. Причем посмотреть именно здесь, в «детском» театре, так как его репертуар очень мало пересекается с репертуаром Национальной оперы. Ведь у нас не так много оперных театров, как, скажем, в Москве. И кроме Национальной оперы и Молодой оперы, в которую преобразована оперная студия Национальной музыкальной академии, у нас оперу послушать можно лишь в этом театре, который нередко для краткости условно называют «детским». Но такая ли детская судьба у этого коллектива?
Если взглянуть на афиши этого театра и окинуть мысленным взглядом недавнее прошлое, выяснится следующее. Именно благодаря творческим усилиям этого коллектива в Киеве шел целый ряд опер, многие из которых отсутствуют в афише Национальной оперы или вообще не шли ранее на киевской сцене. Это и «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, и его же «Кащей Бессмертный», и «Иоланта» Чайковского, и «Обручение в монастыре» («Дуэнья») Прокофьева, «Риголетто» Верди, «Дитя и волшебство» Равеля.
«Кащей», выпущенный чуть более года назад, стал последней оперной премьерой и последним обращением театра к высокой оперной классике. Этот спектакль — первое прочтение оперы на украинской сцене, его премьера состоялась в день столетия первого показа этой оперы в России. Постановку осуществили главный режиссер театра Николай Мерзликин и главный дирижер Алексей Баклан. В спектакле много удачных режиссерских решений. Хор мобилизован до предела, он нигде не бездействует и превращен чуть ли не в хореографический ансамбль. В премьерном спектакле с новой стороны показали себя многие солисты — Анатолий Гурин (Кащей), Виктория Осадчук (Кащеевна), Виктория Ченская (Царевна). Цех солистов в этом театре состоит главным образом из молодежи, которой под силу быстро овладевать новым репертуаром, даже если он сложен. Досадно лишь, что нет никакой гарантии появления качественной отечественной оперной музыки, которая могла бы в будущем обогащать афишу театра.
Думается, что установившаяся традиция показа мировой классики на сцене этого театра — его самое ценное приобретение. Важно лишь, чтобы сама репертуарная стратегия всегда предполагала включение подобных произведений в репертуар. Стоит сказать, что в жанре оперы-сказки есть немало подлинных шедевров. Они написаны авторами, которые не заняли места в ряду самых выдающихся оперных композиторов всех времен и народов. Хумпердинк, написавший «Гензель и Гретель» и множество других детских опер, вовсе не стремился увековечить свое имя рядом с Верди или кем-нибудь еще из оперных «колоссов». Но, тем не менее, создал произведение, которое в своем жанре может быть признано подлинным шедевром. Нечто подобное можно сказать и о «Ёлке» Ребикова, не сходившей с подмостков предреволюционной России. Если же посмотреть на оперный репертуар шире (к чему и стремится этот театр), то можно отыскать просто золотые россыпи оперного репертуара высшей пробы, который будет безусловно интересен не только детям, но и взрослым. В таком списке могли бы быть и «Сказки Гофмана» Оффенбаха, и другие оперы-сказки Римского-Корсакова (кстати, почему бы не «Снегурочка», по которой чуть ли не с 30-х годов так истосковался киевский зритель?).
Упомянутая «Дуэнья» Прокофьева, которую можно было отнести к творческим удачам театра, в последнее время отсутствует в афишах. Поговаривают о перспективе возобновления спектакля, что не может не радовать. Хотя автору этих строк памятен отзыв дирижера Евгения Дущенко, стоявшего у истоков этого коллектива. Евгений Васильевич считал, что некоторые сцены «Дуэньи» (разгул пьяных монахов и проч.) слишком мало похожи на детский спектакль. Но всё же мы не можем себе отказать в роскоши иметь возможность слышать еще одну оперу Прокофьва, помимо «Любви к трем апельсинам», идущей на сцене Национальной оперы. Ибо каждое из этих произведений можно было бы назвать «оперой-праздником».
Каковы же иные особенности судьбы Киевского академического Театра оперы и балета для детей и юношества? Серое здание в конструктивистском духе, соседствующее с помещением, в котором когда-то выступал сам Лист и куда захаживал Бальзак, является не только храмом искусств. Туда можно приходить за высоким и прекрасным. Но туда же вы можете заглянуть и с другой целью. Например, присмотреть себе качественный лиф или топик. Выставки-продажи одежды и обуви по сходным ценам стали другой, несколько проблемной страницей биографии этого театра. В такие дни спектакли не проводятся, а из динамиков над входом ввиду торжественности события на добрую половину Контрактовой площади транслируется совсем другая музыка. Что угодно — «Я буду долго гнать велосипед» или «Абба», всё равно. Лишь бы привлечь публику. Вестибюли до отказа заполняются ловко смонтированными белыми палатками с товаром, а в проходах толпятся лица всех возрастов, изгибаются в тесноте, примеряя приглянувшуюся пару обуви... А ведь вестибюли театра (кстати, достаточно просторные) должны быть оформлены так, чтобы впервые в жизни пришедший в театр маленький зритель почувствовал себя на пороге сказки. И чтобы никакое соседство Мельпомены и Меркурия не нарушало праздничного и возвышенного настроя, который, по идее, несет театр. Тем более что здесь все должно быть «так же, как для взрослых, но только лучше».
Вместе с тем театру свойственно и истинное подвижничество. Он устраивает выездные спектакли в Киеве и Киевской области, подчас выступая в мало приспособленных актовых залах школ. Но такая форма работы — единственный способ приблизить театр к зрителю, ведь не всякая школа даже при желании способна кроме билетов оплатить еще и автобусную экскурсию в Киев.
Особая заслуга театра связана также с включением в репертуар крупных произведений кантатно-ораториального жанра. Среди них — «Реквием» Моцарта, «Stabat mater» Россини, «Кармина Бурана» Карла Орфа и недавно появившийся в репертуаре «Реквием» Альфреда Шнитке. Такие концерты не только имеют просветительскую направленность, но и вписывают серьёзную страницу в общую палитру концертной жизни Киева.
Работать в таком театре могут только те, кто одарён вдвойне. Дар артистический должен дополняться еще какой-то особой жилкой, которая позволяет оставить в стороне амбиции и затаенное стремление к большой сцене. Театр для детей не терпит фальши, не подпускает к себе «коронованных», циничных или сребролюбивых людей. Остаться здесь могут лишь те, в ком есть беззаветная преданность тому самому «чистому искусству», о котором мы в последнее время, к сожалению, привыкли говорить разве что с иронией. Вырастет много поколений наших сограждан, но вряд ли кто-то из них в точности запомнит фамилию примадонны, которая когда-то предстала перед ним в роли Царевны-Лебеди или Кащеевны. Зато впечатления от соприкосновения с вечными истинами чистой и мудрой Сказки останутся с каждым из них навсегда.
Главный дирижер театра Алексей Баклан — выходец из балетной семьи, он известный приверженец балетного жанра. Видимо, поэтому балетная труппа театра гораздо больше, чем оперная, известна за пределами Украины, в том числе в дальнем зарубежье. Новым успехом на балетном поприще в этом сезоне стала постановка новой редакции балета Градского «Маугли» и блистательная работа Сергея Бондура в партиях Маугли и Шерхана.
Нынче в театре работают над оперой Пуччини «Джанни Скикки». Спектакль будет адресован и взрослым, и юношеству. Он станет еще одним примером обращения театра к итальянскому оперному репертуару «высшей пробы».
Сейчас подумывают о возможности присвоения театру статуса национального. Это не просто самоцель: такой статус позволил бы повысить заработную плату и удерживать в штате лучшие кадры. Против такого стремления возражать невозможно. Какой бы ни была вывеска, сам этот театр нужен столице и действенно участвует в ее художественной жизни. Наверное, Театру оперы и балета для детей и юношества стоит детальнее продумать механизмы рекламного оповещения о своих работах. Ведь так обидно было на премьере «Кащея» в декабре 2002 года видеть лишь наполовину заполненный зал… В целом темпоритм выпуска новых спектаклей (особенно оперных) мог бы быть и интенсивнее. Хотя нетрудно сослаться на всегдашнюю нехватку средств и другие многочисленные причины. Но мы, зрители, требовательны, нам всегда мало. Зато и радоваться мы умеем искренне и преданно. И с удовольствием придем на любую ближайшую премьеру, с трогательной наивностью вновь ожидая чуда.