UA / RU
Поддержать ZN.ua

НЕДЕЛЯ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО В КИЕВЕ: «ПРОСТО Я ДЕЖУРНЫЙ ПО ПАРИЖУ»

С приближением весны небывало активизировались тематические взгляды на прекрасное. В Доме кинематографистов программа шведских фильмов «Итоги столетия глазами другого»...

Автор: Марина Кулиш

С приближением весны небывало активизировались тематические взгляды на прекрасное. В Доме кинематографистов программа шведских фильмов «Итоги столетия глазами другого». В кинотеатре «Киев» японский фестиваль - третий по счету взгляд киевских зрителей на кинематограф Японии. Неделя французского кино, которая проходила в потрепанном и измученном долгим одиночеством зале кинотеатра «Украина», был воспринят вяло. Вероятно, из-за тематических тонкостей, к которым наш зритель не был подготовлен. Акция называлась «Франция глазами кинематографистов» и была организована Министерством зарубежных дел Франции, а также Французским культурным центром.

Представленные фильмы известнейших мастеров не оказали большого влияния на мировой кинематограф, но как нельзя более адекватны заявленной теме. Кинохудожники Франции, унаследовав традиции литературы, большей частью делают «парижские фильмы». Таковой, например, является первая картина Рене Клера, датированная 23 годом. Фильм «Париж уснул» считается всего лишь предвестником знаменитого «Антракта», этого скандального манифеста французских авангардистов. В работе над ним Клер использовал «живые» декорации - улицы города. И то, что герои ленты в силу фантастических событий оказываются на вершине Эйфелевой башни, - это только еще один повод охватить взглядом внезапно застывший изысканный муравейник. Уже в первом фильме Рене Клера сквозь выцветшие титры проступает почерк режиссера, которого Сергей Юткевич назвал «самым французским художником». Любопытно, что подобные высказывания в разное время звучали по поводу каждого из мастеров, картины которых были представлены в данной ретроспекции.

Жака Беккера, помимо прочего, называли еще и «французским неореалистом». Его фильм «Антуан и Антуанетта» (47 г.) начинается, как и фильм Клера, с Эйфелевой башни. Но «знак Парижа» уже в следующем кадре перекрывает поцарапанный бок грузовика. Взгляд Беккера на Париж -- это не общий план Рене Клера, это эйфория каждой детали, ибо «материальность есть форма сохранения единственности» (Ж.Беккер).

Его фильм - антология современных фольклорных мотивов, сборник больших и малых сказок современного города. И потому сам сюжет о приключениях молодой семьи, случайно выигравшей в лотерею, совершенно лишен каких бы то ни было социальных подтекстов. Это и удерживает кинокритиков в их стремлении втиснуть этот городской этюд в идейные рамки итальянского неореализма.

Гармоничным добавлением к парижскому букету явился фильм Жана Ренуара «Преступление господина Ланжа». Вершины кинореализма в фильмах Ренуара оказали бесспорное влияние на «материальность» и «легкость» творчества Беккера. Являясь сыном великого импрессиониста Огюста Ренуара, Жан Ренуар не уберегся от чести продолжать ту ветвь французской живописной традиции, которую представляет импрессионизм в глазах исследователей. Это мнение весьма объективно, если учесть ту великую мысль, что кинематограф, по сути, с легкостью осуществляет то, к чему так стремился живописный импрессионизм: передавать мгновенные впечатления, не прибегая при этом к композиционным уловкам и не останавливая течение времени. Зритель откровенно не был готов к восприятию столь обезоруживающе наивных лент, как ренуаровское «Преступление господина Ланжа» (35 г.). К середине фильма зал почти опустел, при том, что изначально приобрести «кота в мешке» за тридцать тысяч изъявили желание многие. Первое название фильма - «Во дворе», и посвящен он рабочему Парижу, а также явлению, объединившему представленную эпоху с нашей, - кооперативу.

Ни Клер, ни Ренуар, прошедшие через катализатор Голливуда, не испытывали на себе столь сильного американского влияния, как Пьер Мельвиль. Об этом свидетельствует его фильм «Боб-расточитель»

(56 г.), представленный в репертуаре программы. Картина относится к «гангстерскому» периоду творчества режиссера. Однако, влияние в данном случае скорее внешнее, на уровне сюжетной конструкции, тогда как внимание акцентируется на психологической стороне. Образ Боба-игрока любопытен как портрет француза в американской «национальной» одежде.

Но наибольшая живость оттенков французских характеров была представлена в фильме Ива Робера «Война пуговиц», тем более, что характеры эти детские. С точки зрения стилистики детского кинематографа, этот фильм - вершина профессионализма. Меткость детали, ритм детской считалки, романтика материальных символов - экстаз изящности, одним словом. Фильм все же адресован взрослой аудитории (по специфике восприятия), и этот контраст сделал свое дело. Будучи удостоенным элитарного приза им.Жана Виго, картина, тем не менее, вошла в число чемпионов французского проката за всю историю кино (фильм снят в 62 году). И если предыдущие ленты предоставляют Францию «наощупь», то эта картина - духовное ядро ретроспективы. Сгусток французской идеи, изъятой из различных исторических пластов, начиная с роялистских устремлений, идеалов революции и лозунгов Наполеона, которые живут с рождения в мальчишках из глубокой французской провинции.

Одним словом, сказать банальную фразу «жаль, что вас там не было», значит ничего не сказать. В наши дни, когда остатки украинского фильмофонда буквально тают на глазах, эта ретроспектива - небывало редкая возможность увидеть истинно французское кино. В качестве утешительного факта спешим отметить, что сразу же по окончании последнего сеанса в «Украине» эстафета перешла к кинотеатру «Кинопанорама», а в последних числах марта и республиканский Дом кинематографистов в недрах своих планирует в точности повторить эту акцию.