UA / RU
Поддержать ZN.ua

Небо, море, культдесант

Василий Зинкевич, Николай Мозговой, Тина Кароль, Гайтана и многие другие «маяки» популярной музыки на днях бросили якорь в Севастополе, где впервые за годы независимости отмечали День Военно-морских сил Украины...

Автор: Алина Бажал

Василий Зинкевич, Николай Мозговой, Тина Кароль, Гайтана и многие другие «маяки» популярной музыки на днях бросили якорь в Севастополе, где впервые за годы независимости отмечали День Военно-морских сил Украины.

Дата празднования была определена на основе анализа важнейших событий в истории украинского флота, в результате которого выяснилось, что большинство таких событий произошли в июле. Это, в частности, морской поход и победа князя Олега под Константинополем в 907 году, морской поход и победы казацкой флотилии гетмана Сагайдачного под Кафой, Синопом и Трапезундом в 1616-м, поднятие на кораблях Черноморского флота флагов Военного флота УНР в 1918-м, первые оперативно-технические учения Военно-морских сил Украины под флагом Верховного главнокомандующего Вооруженных сил Украины президента Украины в 1996-м... Севастополь избран основным местом празднования как главная база флота, подобные церемонии проходили и в других местах дислокации украинских ВМС.

Большинству жителей Севастополя все эти подробности неизвестны. Зато они точно знают другое: президент своим указом решил разграничить дни российского и украинского флотов. Недовольства по этому поводу мы в общем-то не услышали: кому мешает лишний праздник? Спокойно и красиво прошли церемония поднятия флага и парад военных кораблей, множество вопросов было задано министру обороны (президента ожидали, но он так и не появился). Вечером местные жители и гости города собрались на праздничный концерт, организованный художественно-постановочной группой Национального дворца «Украина».

В свете последних событий в Крыму интересна была реакция жителей Севастополя на концерт «столичного десанта» украинских артистов. И хотя при подъезде к вокзалу нас встретил одинокий билборд с грустной Ахматовой и призывами сберечь русскую культуру, во время празднества явных антиукраинских настроений заметно не было. «Пока меня не трогают, пусть все идет как идет», — заявил один из присутствующих на площади имени Нахимова. «Да какие там трения? Украинцы и русские всегда поймут друг друга, если они не дураки», — миролюбиво отозвался другой. И все же интерес в глазах зрителей смешивался с настороженностью. Волей-неволей выступление привезенных из столицы исполнителей воспринималось ими как некий мессидж «сверху», привет от «официальной» культуры и подарок городу с намеком. И намека явно ждали.

Первые же выступления в возвышенно-патриотическом духе публика встретила с прохладцей. Свиста было явно больше, чем аплодисментов. Любая капля излишнего официоза могла погубить весь концерт… И тут появился DJ Паша. Он заговорил с народом честно и приветливо, со своим неподражаемым юмором, и, словно от прикосновения волшебной палочки, толпа на площади начала оживать. Исполнители номер за номером теряли свою поднебесность и становились все ближе к народу, народ веселел, хлопал и подпевал. Моряки с удовольствием фотографировались с хорошенькими артистками, местные девушки атаковали любимых певцов с просьбой дать автограф… В общем, праздник получился что надо.

Следует отдать должное организаторам: они приложили максимум усилий, чтобы концерт прошел достойно. Однако к отбору выступающих следовало бы, вероятно, отнестись построже. Честно говоря, утверждать, что на праздничном концерте было представлено лучшее из украинской поп-музыки, самонадеянно. Более того, пожалуй, будь целью данного концерта показать крымчанам красоту украинской песни и высокий уровень поп-исполнителей, и звездный состав, и репертуар были бы немножко другими. А так вышла сборная солянка самого разного уровня и качества. На одной сцене с «адмиралами» отечественной эстрады выступали малоизвестные «юнги», в большей или меньшей степени одаренные. Сложилась даже некая закономерность: чем менее знамениты и талантливы исполнители, тем больше тяготело к стриптизу их выступление и тем откровеннее были тексты песен.

Возможно, из патриотических соображений в духе «Схід і Захід разом» в концерт были включены выступления молодых артистов из Львова Натальи Карпы и группы Black Stream. Эффект, однако, получился противоположным. Если бы кто-нибудь намеренно захотел дискредитировать западноукраинскую музыку, он, пожалуй, не добился бы такого результата, как эти слабенькие и маловыразительные исполнители. Впрочем, справедливости ради отмечу, что местная севастопольская эстрада тоже была представлена не лучшим образом. Если танцевальный ансамбль «Черное море» еще радовал глаз слаженностью движений, то местный бизнесмен Юрий Федотов, решивший заделаться певцом, не вызвал ничего, кроме недоумения. Однообразные песни в его исполнении перемежались фейерверками невпопад — очевидно, чтобы хоть как-то взбодрить зрителей.

Порадовал своим появлением «Вхід у змінному взутті», правда, настоящим, живым и смачным хип-хопом во всем их выступлении можно было назвать только речевки, которыми ребята разогревали публику. Песня из фильма «Штольня», исполненная вместе с сексапильными крошками из группы XS, нелепо выбивалась из общей канвы. Отдельная признательность девчонкам из XS за то, что не вынесли на суд политически взбудораженной публики своего агитхита про Юлю (которая с косой). Собственно, больше выбирать было не из чего. Невольно вспоминается диалог «Кроликов»: «Какое произведение Моцарта вам больше нравится?» — «А что, у него их два?»

Впрочем, были в концерте и моменты, от которых душа трепетала и пела. Во-первых, неподражаемый DJ Паша, на пару с очаровательной ведущей Анастасией Тринько «вытягивающий» даже самые провальные номера концерта. Во-вторых, харизматичный Василий Зинкевич (так и стоит перед глазами трехлетняя малышка, попавшая на концерт вместе с мамой, которая завороженно хлопает в такт артисту и пытается вместе с ним напевать «Червону руту»…). И
в-третьих, Тина Кароль, прекрасно владеющая публикой, излучающая дивную энергию и, в отличие от многих «звезд» и «подзвездков», поющая таки вживую. Единственное, от чего хочется в отчаянии кусать локти, — репертуар Тины. Ее последний хит «Да-да-да, люблю тебя» превзошел по попсовости даже такой «шедевр», как «Муси-пуси».

Однако проблемы с подбором репертуара – не единственный бич нашей эстрады. Есть и другая, не менее гибельная болезнь, поражающая многих поп-звезд, еще даже не успевших толком разгореться. Ее последствия можно было воочию наблюдать на концерте в Севастополе: беспредельно раздутое «Я» и катастрофическая потеря уважения к публике. А уважение — это когда артист выходит на сцену вменяемым и в духе. Это полная самоотдача и честное пение вживую. Это хорошие, берущие за душу песни, которые певец и слушатель «проживают» вместе, а зачастую и вместе поют… В общем, это стремление подарить зрителю радость, а не похитить его драгоценное время, энергию и настроение.