UA / RU
Поддержать ZN.ua

НЕ ЖЕНСКАЯ МУЗЫКА КАРМЕЛЛЫ ЦЕПКОЛЕНКО

В Санкт-Петербурге прошел второй Международный семинар современной музыки «Звуковые пути». В его работе принимали участие ведущие музыканты Европы, США, Японии...

Автор: Виктория Муратова

В Санкт-Петербурге прошел второй Международный семинар современной музыки «Звуковые пути». В его работе принимали участие ведущие музыканты Европы, США, Японии. «Звуковые пути» - это созвездие имен, высоких авторитетов в мире современной музыки: Шенберг, Веберн, Челен, Шнитке, Диллон, Дитрих, Кавашима, Мацушита, Редгат, Крамб, Скиарина, Пярт, Фернхоу, Фламмер, Слонимский, Штаммер, Клапертон, Грилла, Радвилович.

Украина была представлена на фестивале музыкантами из Одессы: ансамбль новой музыки «Фрески». Поездки финансировало Одесское отделение Международного фонда им. Сороса.

В концертной программе «Звуковых путей» прозвучало единственное произведение украинского автора - «Вечерний пасьянс» для фортепиано Кармеллы Цепколенко.

Вообще, к музыке и к личности Кармеллы отношение в родной композиторской среде чрезвычайно неоднозначное. Она не пишет песен, не делает обработок народных песен и эстрадных аранжировок, не занимается музыкой театра и кино, не имеет в своей биографии ни единого момента творческого компромисса, о котором сегодня стоило бы сожалеть, и ни единого опуса, который сегодня было бы стыдно подписать.

К.Цепколенко стала композитором не по расчету, а по велению души и сердца. Восприняв все лучшее от своих учителей, Кармелла в каждом своем новом сочинении стремится к открытию: для себя, для слушателя, для исполнителя. Ее музыка не сразу становится доступной публике. В нее нужно «войти», отрешившись от будничной суеты, от мирских проблем. Ей нужно открыть свои контактные пути, связывающие человека с ноосферой, с гигантским опытом минувших и грядущих эпох.

Эта музыка - не для тела, не для ума, не для рук исполнителя, на мой взгляд - это музыка подсознания. К.Цепколенко использует все новейшие средства композиторской техники. И все использованные автором «научные» и «ненаучные» средства при создании новой музыки «работают» на достижение главной цели.

Феномен творческой личности в наше время, в нашей стране - это особая тема. Феномен К.Цепколенко, которая уже естественно ощущает свое присутствие и исполнение своих произведений на разнообразных европейских музыкальных собраниях, наличие опусов в репертуаре признанных национальных и зарубежных коллективов «Ансамбль новой музыки Цюриха», Сельмер Саксофон-квартет (Дания), «Ансамбль Поль-Анри Флорез» (Франция), ансамбль солистов «Киевская камерата», ансамбль современной музыки «Фрески» (Одесса). Сочинения К.Цепколенко внесены в фонды Парижской интернациональной библиотеки современной музыки, каталог Международного музыкального издательства «Ганс Сикорски» (Германия) и Geshin + CoAG (Швейцария).

Единственная опера, представляющая культуру Украины во Всемирной музыкально-театральной видеотеке Байротского университета (Германия) - камерная опера К.Цепколенко на либретто С.Ступака «Судьба Дориана» по мотивам романа О.Уайльда «Портрет Дориана Грея» (1989).

Колоссальная работоспособность, стремление к бесконечному познанию необъятного мира современной музыки, непреодолимая жажда восприятия и непрерывный поиск новых средств выразительности - это лишь попытка охарактеризовать К.Цепколенко как творца. Ее первое произведение датировано 1979 годом, а к 1992 году, когда вышел первый композиторский буклет, было написано 33 сочинения. Дипломы международных конкурсов композиторов

(Carl-Maria-von Weber-Preis), Дрезден, 1983 - за струнный квартет «Прославление четырех стихий», Rendez-vous international du piano en Creise, Gueret, Франция, 1990 - за цикл детских пьес «Тоноколеры» для ф-п), Гранты престижных европейских фестивалей и интернациональных летних конкурсов, в том числе - Дармштадт, Кельн, Байройт - это не полный перечень, который продолжает предстоящая стипендия им.Беля (Кельн), одна из самых престижных среди европейских музыкальных стипендий. К.Цепколенко удостоена ее первой из украинских композиторов.

Мы познакомились 10 лет тому назад, на пленуме молодых композиторов Украины. Его программа включала и семинар, своеобразный «отчет» о проделанной работе. Во время этого «квазикомсомольского мероприятия», когда руководители Союза композиторов Украины, ответственные за работу с молодежью, «общались» со своими подопечными, научая их «уму-разуму», Кармелла оказалась едва ли не в одиночестве, не представив произведения на официозную тему в духе «соцреализма». Ее «Диптих», впервые исполненный Львовским филармоническим оркестром, поразил меня мощью своей экспрессии, неординарным композиторским мышлением во всех отношениях: форме, содержании, способе высказывания.

Она запомнилась мне тогда - молодая, интересная, красивая, неординарная, ищущая свой нелегкий путь самовыражения. Я стала пристальней присматриваться к тому, что делает Кармелла, следить за ее творчеством.

Однажды в разговоре спросила, почему она не пишет для органа. Ответ был неожиданным: Это - не мое». Но судьба все же играает свою музыку в нашей жизни. И спустя некоторое время, Кармелла сочинила пьесу по заказу солиста Челябинской филармонии - «Ночной преферанс», а позднее была написана композиция «Свет, который в тебе, - не есть ли тьма?» для органистки, которая успешно выступила с ним на международном Курсе в Кельне.

Тема игры присутствует во многих произведениях К.Цепколенко. Видимо, интерес к феномену предопределенности и случайноности, судьбы и внезапности в жизни человека вообще, и художника в частности, - не просто дань традиции. Цикл «Игра в карты», включающий композиции для различных ансамблевых составов «Ночной преферанс», «Флеш-рояль» и фортепианный «Вечерний пасьянс», видимо, стал для автора своеобразным этапом познания новых возможностей, открывающихся за пределами «традиционной камерной музыки». Эту музыку сегодня называют «новой». Уже сущестсуют в мире всевозможные семинары и курсы, фестивали и конкурсы, позволяющие композиторам проверить свои творческие изыскания на исполнителях и на публике.

Игра и судьба, свет и тьма, жизнь и смерть, мужское и женское начала - эти пары противоположностей, связанные воедино, вызывают к жизни все новые сочинения Кармеллы Цепколенко.

Всякий раз, узнавая о рождении нового, я жду интересного, «незатертого» названия, захватывающей фабулы «закадрового сюжета», разворачивающейся в музыке, которая держит внимание, заставляет удивляться и думать. Так было и с произведением для камерного ансамбля «Бесконечная одинаковость солнц» (1993). Толчком, разбудившим фантазию композитора на сей раз, стал фильм «Иствудские ведьмы». И вот идет развитие темы в новом воплощении: три женщины (скрипка, флейта и фортепиано), встречаясь с мужчиной-дьяволом (маримба), не могут противостоять его чарам и остаются после его исчезновения с детьми. Вот здесь, наверное, единственное проявление «женскости» автора сочинения. А далее - мощный интеллектуальный метод композиции в сочетании с колоссальной энергетикой в музыке. И в результате произведение, встреченное публикой овациями. Естественно, большое значение имело и блестящее исполнение «Ансамбля новой музыки Цюриха». Именно этот коллектив предложил украинским композиторам написать для них камерные сочинения. Выбрав для себя опус К.Цепколенко, ансамбль с успехом исполнял его и в Одессе, и в Киеве, и в Цюрихе.

Как это ни странно, камерная музыка наших современников-соотечественников удивляет изысканную и пресыщенную публику престижных европейских залов, и именно эта область музыкального искусства ставит Украину на уровень высших мировых достижений.

Впервые услышав имена украинских композиторов Е.Станковича, Ю.Ищенко, В.Губы, В.Ларчикова и К.Цепколенко в концерте камерной музыки (11.02.94 г.), организованном центром «Прогельвеций», швейцарская публика восприняла новую музыку Украины (Я энтузиазмом. Так Кармелла побывала в Цюрихе, ощутив настоящее чувство признания творца его публикой.

Это - радостные минуты жизни. Но есть ведь и другие. Работа в консерватории с зарплатой доцента (отнюдь не европейского уровня), жизнь в условиях, привычно называемых «нашей действительностью», семья, которой нужно отдавать должное внимание (муж - доктор педагогических наук, сын - ученик Специальной музыкальной школы им. П.Столярского). И все же, работа композитора поглощает основное время жизни Кармеллы, она просто уже стала этой жизнью. Наверное, именно это - трудности и перипетии, проблемы и, заботы - и требуют от творческой личности невероятной силы-стремления к их преодолению. Сила эта - всепоглощающая и владеющая человеком безраздельно, и это уже не игра.

Одно из последних сочинений К.Цепколенко - «А ум-квинтет» для сопрано и камерного ансамбля - впервые прозвучало в концерте V украинского международного музыкального фестиваля «Киев мюзик фест-94». Главная идея произведения - первоисточники языка, его закодированная связь со Вселенной. Впервые услышав «Аум-квинтет» в записи, еще до премьеры, я вдруг ясно ощутила какое-то дьявольское присутствие, а возможно и присутствие каких-то параллельных миров, не поддающихся осознанию. Словно открывая для слушателя выход в астрал, музыка захватывает его подсознание и заставляет ощутить себя частицей Вселенной.

В разгаре - подготовка компакт-диска с записями произведений К.Цепколенко: камерной оперы «Судьба Дориана» (в главной партии - народный артист Украины Ф.Мустафаев, дирижер - В.Сиренко), «Аум-квинтета» в исполнении солистов ансамбля «Киевская камерата» и симфонии для камерного оркестра «Параллели».

Закончена работа над новой камерной оперой по мотивам романа Г.Гессе «Степной волк» (для сопрано и ударных), есть много интересных идей на будущее.

О Кармелле Цепколенко много говорят, но не так уж много пишут. Ее музыка звучит в концертах не часто - такова судьба многих талантов! Но когда звучит музыка К.Цепколенко - это всегда неожиданно, интересно, талантливо и всегда - мощно, экспрессивно, одним словом - не по-женски.