Оборванный сюжет о театральном талисмане
Вчера отмечали День театра. На сцене Национального театра имени Ивана Франко раздавали дежурных «слонов» и «мосек» — как бы средним из усредненных в сценической отрасли (по версии УправКультуры). Ежегодно писать об этих тусовках — это значит не уважать ни себя, ни тебя, читатель. Уж пусть без нас корпоративят. А вот в связи с Днем театра — вдруг — на глаза попало одно фото… Пожилой артист на фоне прошлогоднего «поздравлямса». Узнал кто-нибудь?
…Уж более полугода нет в стенах театрального дома этого доброго, странного, тихого человечка. Дунул ветер судьбы — и улетел Одуванчик. Именно так его в шутку и величал: «Божий вы Одуванчик, дядя Миша!»
А франковцы называли его чуть пафосней — «наш талисман».
Был и еще один неофициальный статус — «главный Стецько Украины»: артист веселого нрава и трагического нутра Михаил Крамар.
Есть в украинском (народном) театре образы нарицательные. Как бы свои «гамлеты» и свои же «лиры», только более приближенные к люду. Таковым, например, со всей ответственностью можно назвать авантюрного Свирида Петровича Голохвастова. О, это тот еще типчик на все времена! Никак не угомонится и не покинет ни нашу жизнь, ни нашу сцену этот обаятельный шулер, которому уж более сотни лет в обед.
Еще один такой же вечный и народом любимый, постоянно цитируемый — недотепа Стецько. Из комедии Г.Квитки-Основьяненко «Сватання на Гончарівці». Сколько будет существовать украинский театр, столько и будут про него ставить. И нет-нет, да и вспомнятся тексты. «Не всі вдома!» — «До вечора посходяться!» — «А що у вас варили?» (Когда-то в украинских селах «в Стецька» играли также, как и «в Тарзана», представляете?).
Багатий та дурний Стецько сватається до красуні Уляни; а та любить чорнобривого кріпака; а мати Одарка, звісно ж, проти такого шлюбу; та врешті-решт — «нагорода» Стецькові у вигляді гарбуза...
Ровно 50 лет назад экранизация этой комедии выпорхнула в свет Божий. На студии имени А.Довженко кино снимал режиссер Игорь Земгано. Основой послужила постановка столичной оперетты. Но актеров приглашали со стороны. Из Театра Франко позвали Нонну Копержинскую на Одарку. И из этой же труппы — обаятельного толстяка, слегка пугливого да еще неотесанного юношу — Мишу Крамара. На роль Стецька дурноватого.
Земгано увидел его в эпизоде франковской «Цыганки Азы». И худсовету парировал: лучшего «телепня» для этого фильма искать не надо!
Хотя стоп-стоп-стоп… Капризно порою переплетаются пути художественные. Одним из кандидатов на Стецька в те же годы значился и перспективный щеголь из Русской драмы — Олег Борисов. Да-да! Последний уже через несколько лет окажется «улетным» Голохвастовым в кинокомедии Виктора Иванова. А Крамар — в сознании кинозрителей 60—70-х (и даже чуть-чуть 80-х) — так и останется вечным Стецьком. И никогда не будет стесняться этого «бремени славы».
— А чого мені ображатися? Стецько — це ж кожен третій і у нашому селі, і у нашій країні, і навіть на владній вершині! — порою с улыбкой говаривал Одуванчик. — Стецько — він же хоч і дурний, та не злий. І також своє щастя шукає, хоч би йому сто гарбузів дали!
На встрече с колхозниками Яготинского района |
* * *
Пугливым сельским пацаном в середине 50-х он окажется в шумной столице. Да сразу на пороге театрального. 24 человека на место — именно в этот вуз. Ужас-ужас. После войны все почему-то сильно хотели «в артисты». Реальную жизнь желали подменить иллюзорной сказкой. Мишу односельчане отговаривали: куда прешься, селюк, дурачина? А он… взял и поступил! Не всем назло, а судьбе навстречу. Умные люди раньше в комиссиях заседали. Адекватные, профессиональные. Нюхом чувствовали актерскую природу и знали цену редкому комедийному амплуа, обладателем которого и был сельский Миша.
В свой театр его впоследствии и пригласил сам Гнат Юра, известный коллекционер талантов. Жить молодому дарованию, правда, было негде. Свернувшись калачиком, втихаря от пожарных, он ночевал в гримерке Юры. Почти два года спал на полу. «Такая уж у меня тогда была жизнь — половая», — отшучивался частенько. Уборщицы его швабрами дубасили, из театра вытуривали. А он, бродяга, плелся в оперную студию — и уже там дрог до утра.
Однажды в той студии вспыхнул пожар. Так растерянного сонного Мишу и обвинили в поджоге. Еле оправдался, еле ноги унес!
Единственным человеком, снизошедшим в те годы до его бездомного положения, оказался выдающийся артист Виктор Николаевич Добровольский. Он выбил Крамару комнатушку в коммуналке — через профсоюз. А позже Миша получил и свой отдельный скромный угол. В новостройках Оболони.
До последних дней он называл Добровольского «Батя…».
Так как родного отца актер не видел никогда.
Зато маму свою — Екатерину Федоровну — он боготворил как икону. Мог говорить о ней часами и метафорами. Если бы нужно было «выпить море» (как в «Эзопе») за ее-то здравие, так и выпил бы. Ближе и роднее человека на земле у него и не было. Какими-то прочными узами связала их жизнь. Хотя он в городе, а она в огороде…
Он так и не женился. Все искал, очевидно, такую же «как мама». Да не нашел. Даже после 70-ти… До самой своей смерти.
Когда его мамы не стало (в конце 80-х), он, убитый горем, приехал из Киева в родное село и робко ступил на огород, который она мозолистыми руками вечно обрабатывала. Увидел бурьяны высокие, которые без ее мозолей повырастали, взял косу в руки… Маму вспомнил… И давай косить — и орошать слезами каждую сотку маминой памяти…
* * *
В родном селе его любили. Даже уважали. Хотя за глаза порой называли «Стецько Катрин». Ну а в глаза, естественно, «нашим славним земляком з академічного театру». Сельская любовь особо окрепла после триумфа «Сватання…». Это было им всем и близко, и понятно — про «не всі вдома».
...И театральные его роли сельский люд обожал. Был один случай, когда Крамару вынужденно пришлось ввестись в хит 60—70-х — «Фараоны» (пьеса Алексея Коломийца). И сыграть «вместо» незаменимого Мыколы Яковченко. Сельская публика поначалу взвыла, взорвалась негодованием. «Как так, мы же пришли «на Яковченко» в роли Оверка, а вы кого нам подсунули?» И что вы думаете, прервав выездной спектакль, «к народу» обратилась остроязыкая Нонна Кронидовна Копержинская: «Люди мої добрі! Та заспокойтесь вже! Даю вам чесне партійне слово, що молодий артист Крамар зовсім не гірший за Яковченка! Ви вірите слову партії?!»
Народ тут же оцепенел. После «слова партии»… И принял артиста с ошеломляющим воодушевлением.
* * *
За полсотни своих творческих лет и зим на сцене родного театра (которому никогда и ни с кем не изменил) Миша-Одуванчик стал не только «талисманом» театральным, но и чем-то большим. Его маниакально тянуло в этот дом — как к семье родной. Своей-то не создал, в углу на Оболони. И постоянно приходил в театр без всякой рабочей надобности, просто так… Забивался в уголок рядом с вахтером на служебке. Гутарил о чем-то. Артистов добрым словом приветствовал. Разными новостями интересовался. Редко на жизнь сетовал. И часто напоминал мне то ли доброго «барабашку» в этом же здании, то ли милого «дядюшку Ау»…
То ли грустно-мудрого Фирса… Которого, к счастью, здесь все-таки «не забыли».
Заглянешь, бывало, на эту служебку по каким-то делам, а он тут же оживает, что-то припоминает, за руку тянет: «Та кидай ти усі свої справи, знаходимо завтра критика Жежеру — і до мене в село миронівською електричкою! На город…»
(Так и не доехали).
Крамар во всех спектаклях (хороших и плохих) — где бы ни играл — был очень важной краской. Был незаменимым жестом, неповторимым народным тембром, почти что фирменным, слегка сутулым сценическим силуэтом, который даже в эпизоде посреди толпы выделяется. «Фараони» (Оверко), «Кар’єра Артуро Уї» (Догзборо), «Мартин Боруля» (Трохим), «Свіччине весілля» (Пирхало), «Енеїда» (мажордом), «Крихітка Цахес» (Моштерпін), «Лиха доля» (Роман), «Моя професія — синьйор з вищого світу» (барон), «Бал злодіїв» (Дюпон-батько), «Приборкання норовливої» (Педант)…
...И другие не всегда «важные» лица.
За его спиной и в каждой его интонации — грустно-веселая жизнь, которую ему не надо было сочинять на сцене. Ведь играл как дышал. А это особое свойство артистов «того» поколения.
Поколения подлинников.
* * *
После всенародного и всеми цитируемого Стецька никакой иной громкой кинороли — так, чтобы все снова увидели и сразу узнали — ему более никто не предложил. Иногда он вспоминал острым словом кинорежиссера Владимира Наумова (в юности работал с ним над «Тревожной молодостью»), поскольку тот обещал позвать его еще в 70-е в «Бег» по Булгакову на одну из ролей второго плана. Да не позвал.
И на режиссера Игоря Гостева Крамар частенько ворчал. Тот его вызвал на важные кинопробы — роль Никиты Хрущева в политическом детективе «Серые волки». И грим, и сам образ — тютелька в тютельку. А, оказалось, «наверху» уже решено. После клятвенных обещаний Крамару на роль Хрущева утвердили Ролана Быкова. И Одуванчик тогда вообще плюнул на все свои кинонадежды — и растер! Есть театр — значит, есть и смысл.
* * *
В театре он не чурался никакой работы и никаких «фокусов». В 80-е «приказал» ему режиссер Козьменко-Делинде «летать» на батуте в спектакле «Сон в летнюю ночь» по У.Шекспиру. И полетел. Несмотря на свою комплекцию.
Нужно было дать трагическую ноту в драме «Прощание в июне» по А.Вампилову — нате вам, не жалко этих нот, ведь кто ведал, сколько у него накопилось в душе тех спрятанных трагедий.
Слегка обидели его в 70-е с распределением в «Человека из Ламанчи» — а он жадно мечтал сыграть Санчо Пансу — так и это перетерпел, перестрадал. И сыграл другое, со временем подавив в себе все обиды. Умел прощать, ни на кого зла не держал. Я же говорю: «Одуванчик»…
* * *
Мало кто знал о его внутренней жизни. О жизни Одуванчика из квартирной клетки на Оболони. Никак не сопрягалось с этим сельским добряком представление об импортном «антисоветском» джазе, о совсем иных жизненных и творческих ритмах.
А он, вообразите, спрятавшись в своих закромах, и в пустые, и в репертуарно-активные сезоны, попросту фанатствовал, колдуя над своей уникальной джазовой коллекцией. Говорят, в свое время таких джазовых сокровищ не было ни у одного из коллекционеров столицы. Ему эти пластинки, Эллы Фицджералд или Луи Армстронга, добывали отовсюду, везли со всех краев.
«Украинский Стецько в ритмах американского джаза» — совершенно неуловимый его образ.
Образ, который не сыгран, но прожит.
Уже когда подступили болезни — никуда от злого возраста не уйти, — остались-то у него только джаз да театр. И обветшалая оболонская квартира оживала импульсивными ритмами, наполнялась саксофонными воплями, переливающимися голосами. Тело уж совсем его не слушалось. Зато слушала… душа.
Был беспомощен, бессилен — на закате. Как дитя — без мамы. Но постоянно приходили поддержать коллеги: более других за ним ухаживал режиссер Саша Билозуб, проявив тогда лучшие свои человеческие качества (и спасибо ему за это).
Для них он так и остался — незаменимым театральным талисманом... Или Фирсом, которого уже не найдешь — ни «дома», ни в том самом «саду».
А для меня — Одуванчиком. Вот дунул ветер… И нет.