UA / RU
Поддержать ZN.ua

НЕ ТОЛЬКО ШУРОЧКА ИЗ БУХГАЛТЕРИИ

Нет, наверное, человека, который не смотрел бы хоть раз фильм Эльдара Рязанова «Служебный роман», где созвездие блестящих артистов создали букет ярких, запоминающихся характеров...

Автор: Светлана Короткова

Нет, наверное, человека, который не смотрел бы хоть раз фильм Эльдара Рязанова «Служебный роман», где созвездие блестящих артистов создали букет ярких, запоминающихся характеров. Ну, кто не помнит профсоюзную активистку Шурочку, которую Мымра сослала в бухгалтерию! Этот образ создала великолепная, умная, интеллигентная Людмила Иванова, актриса театра «Современник», который недавно был в нашем городе на гастролях.

- Людмила Ивановна, разновозрастное население бывшей громадной страны знает вас, в основном, как Шурочку, которую ссылали в бухгалтерию. Это замечательно, что в вашей жизни была такая яркая роль, но ведь вы - человек, который всю жизнь занимался своим, раз избранным делом, в вашей жизни было много-много ролей и один-единственный любимый театр -«Современник». Какая она, ваша театральная жизнь?

- В театре «Современник» я работаю 43-й год. Пришла, когда в труппе было всего пятнадцать человек, поэтому каждый нашел свое место. Это было счастливое начало судьбы. Я играла во всех почти первых спектаклях, т.е. - во всех розовских спектаклях. Разные роли - большие и маленькие: Люсю-комсорга в «Двух цветах» и Анну Михайловну в «Вечно живых», крохотную роль Матвеевны «В дне свадьбы», которая, впрочем, шла всегда под аплодисменты, а в «Традиционном сборе» - моя любимая роль Лиды. Играла во всех эпохальных спектаклях Волчек - «Обыкновенной истории», «Эшелоне», «На дне». В «Спешите делать добро» Рощина - милиционершу, а в «Старшей сестре» Володина - Колдунью, вообще много играла в володинских пьесах. Лиля Толмачева поставила у нас, как режиссер, «Фантазии Фарятьева», с удовольствием работала в этом спектакле. Сейчас играю «Крутой маршрут». Поскольку я характерная актриса, роли были совершенно разные. И это большое счастье, потому что проживаешь много жизней. Это так интересно - найти человека, который бы был похож на мою героиню. Очень люблю свою профессию!

- Известно, что для характерной актрисы не так болезненно проходит переход на «возрастные» роли, так ли это?

- О-о, я знаю о чем вы говорите. Моя мама, сидя в зале, страшно переживала, говорила мне - опять старуху играешь! А я в двадцать пять играла пятидесятилетнюю, в сорок - семидесятилетнюю бабушку Валентины, в пятьдесят - восьмидесятилетнюю няню в «Трех сестрах». Знаете, как я это делаю? Прихожу пораньше в театр, сажусь и думаю: ах, как я тяжело живу, какие тяжелые сумки носила, как у меня ноги болят... Потом повязывая платочек, смотрю в зеркало и взгляд обращаю назад в жизнь. Глядь - а мне уже восемьдесят. Играю почти без грима - главное глаза.

- Людмила Ивановна, зритель знает парадную сторону жизни театра, тогда как театральный организм - штука капризная и жестокая. Как, прожив долгую, нелегкую жизнь в театре и с театром, вы сохранили безграничную человеческую открытость и добрую веру?

- Да я просто очень люблю жизнь вообще. Природу, гостей, друзей. Люблю своего мужа, до него, в молодости, была масса влюбленностей. Поэтому, наверное, я счастливый человек. Например, не было у меня когда-то роли, а я в это время сочиняла песню. Творчество! И еще, я вечно кого-нибудь учу, безумно люблю воспитывать. Я рано осталась без родителей, надо было зарабатывать, училась и вела кружок в научно-исследовательском институте. Где, кстати, познакомилась со своим мужем. Люблю писать. Не только стихи, к Новому году выйдет книга, где вспоминаю наших актрис. Еще люблю ходить по грибы, растить огород - а это не только спасает, но и делает счастливым человеком.

- Многие песни, которые считаются народными, на самом деле сочинены вами и вашим мужем, расскажите о них.

- Во времена моей молодости, многие пели песню - «может быть, может быть, я не современная»… Это спела Гелена Великанова, а за ней - вся страна. Иногда спрашивают, какой у меня самый счастливый день? Много их у меня было... Как-то пошла с ребенком на майскую демонстрацию, проходит колонной какая-то фабрика, и все поют эту песню - я заплакала. Валька мой, которому было тогда семь лет, говорит, поди, мол, мама, скажи, что ты это написала, не плачь. Еще Великанова пела «Сейчас ты живешь в другом городе и другая тебя любит женщина». Это тоже моя песня. Также называется пластинка, моя пластинка, которая вышла лишь в 94-м году. До этого цензура другим исполнителям, среди которых были и Майя Кристалинская, и Анна Герман, разрешала петь мои песни, мне - нет.

- Обидно было?

- Еще как! Каждый раз как автор шла на эту комиссию, а композиторы, сидящие в ней, боролись с самодеятельными авторами. Они сидят, окно откроют, шум оттуда жуткий, разговаривают между собой, а ты волнуешься, пытаешься «донести» песню. Потом они пишут в графе музыка - «слабо», стихи - «слабо». И только если артист-исполнитель настаивал, иногда пропускали.

- Вы всю жизнь вели кружки, студии, сегодня, вы - художественный руководитель детского музыкального театра, сколько же людей вы «сбили с пути истинного»?

- Когда ко мне обращаются друзья с просьбой послушать кого-нибудь, сразу предупреждаю, что собью дитя с пути истинного - обязательно захочет стать артистом. Объясняю - это тяжкая, не денежная профессия, можно быть очень несчастливым, если не сложится судьба, очень зависимая профессия, но мне не верят и идут в театр. Я руководитель курса в Театральной академии, сейчас ставлю с ними «Вечно живые» Виктора Розова. Ко мне домой приходят мои дети-студенты и мы едим с ними пшенную кашу военную. Что же касается театра, я вам объясню: раньше в театрах, в том числе и в «Современнике», было много детских спектаклей, на которых вырастали поколения. Потом детские спектакли ставить перестали - невыгодно, накладно, но дети-то растут! И мы сделали это вместе с Жанной Тертерян - детский музыкальный театр «Экспромт». В нем работают прекрасные молодые артисты, окончившие консерваторию, ГИТИС, Гнесинское. Идут замечательные спектакли - «Фиалка Монмартра», «Барышня-крестянка», дивные сказки для малышей, играет оркестр, трио или квартет - живая музыка. Мое сочинение - «Крошечка-Хаврошечка». С Валерием Миляевым, моим мужем, который тоже бард, вы знаете его песни, например - «Приходит время, с юга птицы прилетают», мы пишем либретто: «Доходное место» Островского, для малышей - «Репка». Приходите, если будете в Москве.

- Спасибо. А за счет чего же существует этот театр?

- Это государственный театр, на дотации. Этого, конечно, мало, но спонсоров найти не могу, не могу вывезти на гастроли, хотя, поверьте, театр хороший: качественные постановки, музыка, отличные артисты, владеющие и пластикой, и голосом. Одного нашего артиста взяли в Большой, другого - в Малый оперный, мы поставляем хороший товар.

- Людмила Ивановна, назовите хоть несколько имен своих учеников.

- Первый мой выпуск - Сева Шиловский, актер и режиссер, Игорь Васильев, который сейчас во МХАТе, Оля Фомичева, не закончившая у меня, в связи с переходом во ВГИК, Жанна Прохоренко. Повторяю, это первый выпуск, они все почти были моими ровесниками. Более поздние - Тульчинский, играющий у нас в театре, Галина Соколова (которая, к сожалению, так рано ушла из жизни) - очень талантливая актриса и писатель. Много учеников и все замечательные.

- Кому и чему посвящена ваша книга?

- Пишу трудно, ночью или утром, иногда себя заставляю. Это не мемуары, не знаю, как назвать этот жанр. О людях театра, нашего театра, о своих встречах, о тех, кого играю. Наверное, я мало сыграла, во всяком случае, не играла Островского, Гоголя, а это - выход нерастраченной творческой энергии. А в наших женщин-актрис я просто влюблена. Их мало знают по кино. Лиля Толмачева - великолепная актриса, когда я смотрела, как она играет, она мне этим помогала. Ее героини - мои любимые героини. Нина Дорошина - вообще какое-то чудо света, которая так любит и умеет играть «про любовь». О Люсе Крыловой, Галине Соколовой, Лене Милиоти, Анне Герман - обо всех написала. Отдельно - лирический портрет Галины Волчек.

- Людмила Ивановна, семья, дети, театр, преподавательская работа, сочинительство - вы многорукий Шива? Как удается все это так гармонично совмещать?

- Как мы жили? Не ходили в декрет по семь месяцев, я даже отпускные деньгами брала, на десятый день после родов играла «Голого короля», почти теряя сознание на крутящемся круге сцены. Месяца два была у нас приходящая няня, потом ее сменила моя мама, потом отдала детей в ясли на пятидневку - это очень страшно. Дети - не искусственники, сама кормила, не только своего - было много молока. Покормлю, побегу на репетицию, перед спектаклем покормлю и после, а все мои спектакли просидел с ними муж. Выросли прекрасные дети - двое сыновей.

- Муж - ученый, вы - актриса. Он в тиши кабинета и с детьми, вы - всегда на виду, не было конфликтов?

- Вы можете себе представить, не было. Правда, он очень страдал поначалу, что я играла все выходные и праздники. А по ночам Ефремов еще и собрания делал. Мой муж - очень умный, терпеливый и мудрый человек. И я старалась. Вставала всегда рано, готовила кашу горячую, салат и все сидели за столом. Считаю это очень важным. Вообще, всегда жалела своих трех мужчин. И собаку - муж считал, что у детей должна быть собака, которая тоже была на мне. Старалась делать все быстро: рубашки стираю, вешаю на плечики, но не глажу, борщ готовлю за десять минут - постный. Пеку пироги, делаю пожарские котлеты, никогда фанатично не убираю и обожаю гостей. Устаю, конечно, но убеждена - надо все делать не катастрофически ответственно, а легкомысленно, тогда быт не будет в тягость.

- А в работе, в общении с людьми тоже спасает легкомыслие?

- Как сказать. Знаете, как я нянчусь со своими студентами. Я их кормлю, они приходят со своими бедами, живут у меня. Вообще, нянчить - моя страсть. У Галины Волчек, кстати, тоже. Даже в студенческие годы надо мной смеялись - опять кого-то грудью кормишь! Конечно, бывает и предают, очень болезненно это переживаю, но все равно жить иначе не могу - нормальных человеческих отношений больше, чем предательств.