UA / RU
Поддержать ZN.ua

НЕ СЧЕСТЬ ПРИЗОВ В ПУЧИНЕ ЧЕРНОМОРЬЯ?

О том, чтобы получить приз за свою работу на каком-нибудь международном кинофестивале, отечественные кинематографисты могут пока только мечтать...

Автор: Дмитрий Иванов

О том, чтобы получить приз за свою работу на каком-нибудь международном кинофестивале, отечественные кинематографисты могут пока только мечтать. Но путешествия неразрывны с этой профессией. Один из отечественных фестивалей даже называется «Ветер странствий» и посвящен фильмам о туризме. Недавно он состоялся в столичном Доме кино.

А вот режиссер-постановщик Александр Пенкин и оператор Алексей Егармин приз за свою картину получили во Франции. Впрочем, не будем лукавить, это не совсем обычный кинематограф. Речь идет о подводных съемках, которые неразрывно связаны с мастерством дайвинга — ныряния с аквалангом. Все, кто увлечен этим занятием (для многих оно не хобби, а профессия), знают, что во французском городе Антиб раз в году проходит самый представительный в мире международный фестиваль изображений подводного мира. Кроме подводных кино- и видеофильмов, здесь на конкурс представлены фотографии, а также живописные работы, изображающие не только красоты морского мира, но и написанные под водой. В Антиб съезжаются со всего мира легендарные путешественники, археологи, биологи, спортсмены, для которых дайвинг стал делом жизни. Среди них патриарх дайвинга и учитель Ива Кусто, 94-летний Филипп Тайе, сын легендарного французского естествоиспытателя Жак Мишель Кусто, хорошо известный нам по «Клубу путешественников» Жак Майоль и многие другие.

57 фильмов разных жанров были представлены на фестивале в категории «большой формат» (более десяти минут). Лучшей среди игровых лент и была названа 13-минутная работа «Танец света» украинских мастеров подводной съемки. В короткой новелле без единого слова только два героя: она — загадочная дива, танцующая на дне морском, он — бродяга с аквалангом и созерцатель придонных красот. Вся изюминка в том, что герой фильма — без ног, но, заметив его, подглядывающего за танцем, нимфа не прогоняет, а берет за руку и приглашает на танец — они вальсируют среди рыб и водорослей. Краткость замысла, сочные съемки и музыка Гектора Берлиоза вместе оставляют впечатление лаконичности и изящества японского танца. Как рассказали на пресс-конференции в Киеве авторы фильма, то, что произвело главное впечатление на участников и жюри фестиваля, прошло практически незамеченным для многих отечественных зрителей: человек без ног танцевать с девушкой может лишь под водой, в условиях невесомости.

Конечно, Антибский фестиваль — не Каннский, хотя земное расстояние между ними невелико. И все же то, что пока не по силам большому кинематографу, возможно, удастся кино подводному. Успех во Франции решено закрепить — та же творческая группа планирует в этом году снять полнометражную игровую картину. Кстати, по правилам, в таких фильмах не менее 30% съемок должны быть подводными. Александр Пенкин — уникальный мастер в этой области с 30-летним стажем. Он был одним из немногих специалистов-постановщиков подводных съемок в специальной группе, работавшей при Ялтинской киностудии. На его счету такие фильмы, как «Акваланги на дне», «Черный океан», «Подводные странники», «Сердца трех», «Остров сокровищ». После развала советской киноиндустрии создал с коллегами единственную в СНГ студию подводных съемок «Акваполис». Алексей Егармин руководит киевским дайв-клубом «Алекс» и является одним из немногих отечественных профессионалов в этой области. Усилия группы поддержат компании ВGS и Центр развития украинского киноискусства. Съемки должны начаться летом в Крыму — там же, где снимался и «Танец света». По сюжету это будет в чем-то ироничная, в чем-то философская притча о людях и причинах, которые побуждают их, разных по характеру, возрасту, профессии увлекаться дайвингом. Руководитель центра Алексей Марышкин считает, что работа над полнометражной картиной потребует создания большой съёмочной группы, в которую войдут не только подводники, но и профессиональные кинематографисты. Сейчас разрабатывается график работ, утверждается сценарий и, конечно, определяются источники финансирования фильма.