UA / RU
Поддержать ZN.ua

Не глушите пианиста! Международный конкурс памяти Горовица: между музами и «пушками»

Имена победителей VII Международного конкурса молодых пианистов памяти Владимира Горовица станут известны 30 апреля...

Автор: Наталья Тимуршаева

Имена победителей VII Международного конкурса молодых пианистов памяти Владимира Горовица станут известны 30 апреля. А всю текущую неделю это музыкальное событие имело «медийный налет» вынужденной скандальности — ввиду «исторического» пересечения на одной территории (на Европейской площади столицы) музыкантов и демонстрантов… Играли те и другие. Но каждый по-разному.

Наверное, нелишним будет напоминание о том, что за двенадцать лет своего существования киевский конкурс приобрел международный шарм и стал заметным событием не только в культурной жизни Украины. Конкурс памяти Владимира Горовица знают и уважают музыканты всего мира. Он входит во Всемирную федерацию международных музыкальных конкурсов, что является подтверждением престижности и высокого профессионально-исполнительского и организационного уровня.

И на этот раз и жюри во главе с композитором Мирославом Скориком, и приглашенные уважаемые гости представили истинную музыкальную элиту современности. Из 157 претендентов на конкурс было отобрано 76 представителей молодых музыкантов из 22 стран. Но по разным причинам, в основном по мотивам политической нестабильности, в Киев не приехали многие музыканты, отказавшись от участия в соревновании. Прибыли лишь 58 участников из 16 стран.

Условия конкурса сложны. Уровень юных исполнителей высокий — это было заметно уже на первых этапах (об итогах конкурса — в следующем номере «ЗН»). Организаторы сделали все возможное, чтобы событие состоялось. Но «диссонансы» начинались уже по пути в Национальную филармонию…

Национальная музыкальная академия, как принято говорить, «храм искусства», заботливо окружена вереницей биотуалетов. Похожий «ландшафтный изыск» возле Украинского дома — как раз напротив места проведения конкурса в филармонии. Гости и участники конкурса попадают в «вынужденные» объятия толп демонстрантов, у многих из которых в глазах — растерянность. Постоянно шныряют какие-то бойкие личности, которые что-то кому-то выдают, раздают, куда-то ведут… «Декорации» центра столицы, увы, настраивают совсем не на высокий штиль.

Но это лишь «пиано». «Форте», то бишь непосредственный шок, возникает тогда, когда во время первого и начала второго тура прослушиваний шедевры мирового музыкального искусства в проникновенном и возвышенном исполнении юных дарований заглушаются диким ревом динамиков, тупым ритмом усилителей… Кажется, от этого содрогаются даже перекрытия Национальной филармонии. И почему-то меньше всего в этой ситуации думается о музыке. А хочется напомнить о Киеве, гордо именуемом нами одним из центров европейской культуры. Юрий Зильберман (генеральный директор конкурса) в эфире «Свободы слова» заявил: «Это крупный международный скандал. Ведь конкурс входит во Всемирную федерацию. А вскоре я должен докладывать в Италии на заседании Всемирной федерации о том, как прошел конкурс…»

Вряд ли даже Всемирная федерация международных музыкальных конкурсов осознает, откуда у нас взялась эта варварская «традиция» все возможные массовые мероприятия сопровождать исключительно диким и оглушающим грохотом. Кого они вообще хотят заглушить? Многие в нашей стране, увы, и так ничего не слышат… В радиусе минимум одного километра нормальный человек испытывает ощущение безжалостной лоботомии — без наркоза. Старинному и прекрасному Городу не к лицу и не по летам такой стиль и такой «штиль». Можно, конечно, утешиться изречением «Жизнь коротка — искусство вечно», но разве думают о вечности те, кто собирает «майданы»?

А конкурс подумал: «мученья» идут

Юрий Зильберман (генеральный директор и президент Международного благотворительного фонда конкурса Владимира Горовица) признался «ЗН», что в случае каких-либо аврально-экстремальных событий перенести место действа музмероприятия невозможно — достойных залов в столице практически нет.

— Юрий Абрамович, городу известно, как «глушили» ваш конкурс «демонстратические» децибелы на Европейской площади. Была ли какая-либо реакция со стороны организаторов акций после того, как вы возмутились подобными «шоу» публично?

— Реакция была, причем мгновенная — музыкальный сумбур утих, пошел на убыль. Убрали колонки с филармонии. Уменьшили звук. Но хочу подчеркнуть: не столько политические вожди во всем виноваты, сколько бескультурные люди, которые не понимают, что нельзя устраивать подобные звуковые атаки на центр столицы… Несколько дней назад тоже проходил митинг, но это уже не мешало работе конкурса.

— На стартовом этапе VII конкурса Горовица были опасения, что городское управление культуры ввиду его нынешней активной занятости может устраниться от муз мероприятия и не помочь ему материально, скажем так.

— Нет-нет… Они сделали все, что могли. И руководство управления, и его аппарат попросту проявляли чудеса изобретательности при нынешней действительно непростой ситуации в стране и в столице в частности.

— Все-таки каков бюджет конкурса Горовица?

— Начиная с первого конкурса его бюджет составлял всегда около 250 тыс. долл. Город давал две трети. Минкульт помогал. Слава богу, и теперь помогают. Но самая главная задача — «закрыть» призовой фонд, это действительно очень сложно, но спонсоры покрывают одну треть этих затрат.

— Допустим, бушует в городе очередная революция, пушки гремят, но и музы не собираются онеметь в центре столицы… Есть ли альтернатива Национальной филармонии, если вдруг по каким-либо причинам придется перенести место конкурсного действа?

— О чем вы говорите! Филармония, по сути, единственный акустический зал, который незаменим в нашем случае. Наличие одного такого зала, к сожалению, и характеризует наш город как поселок — на пять тысяч жителей-зрителей… Потому что в уважающих себя европейских столицах иметь один такой зал попросту стыдно! А конкурс Горовица действительно мог быть сорван… Потому что юные музыканты попали в совершенно невыносимые условия: выступать во время такого фонового прессинга не то чтобы тяжело морально, попросту мучительно.

— Как известно, многие из них так и не доехали в Киев, словно бы предчувствуя наши текущие страсти-мордасти.

— К сожалению, действительно приехали не все. Мы не дождались шестнадцати человек — из Италии, Испании, Америки, Чехии, Канады… Уверен, что все это из-за нестабильной политической ситуации в Украине. Во всяком случае, таких отказов раньше не было. Но еще раз подчеркну: виноваты не столько конкретные люди, а наше общее бескультурье. Ведь страдают не только музыканты, но и гости-туристы, обитающие в отеле «Днепр», некоторые из них приехали отдохнуть, а оказались в столь экстремальной ситуации.

Кстати…

В жюри конкурса вошли: композитор Мирослав Скорик (председатель); известнейший пианист современности Дмитрий Алексеев (Россия, Великобритания); основатель Международного конкурса пианистов в Лидсе Фанги Вотерман (Великобритания); педагог, культурный и общественный деятель Мириан Дауэлсберг (Бразилия); победитель многочисленных международных конкурсов Яков Касман (США—Россия); пианист и камерный исполнитель Эмануэль Красовски (Израиль); основатель и гендиректор Международного музыкального фестиваля в Ньюпорте доктор Марк П.Малкович III (США); пианист Вадим Руденко (Россия); пианист Рамзи Ясса (Египет—Франция).

Премиальный «реестр» выглядит следующим образом… Старшая группа: первая премия — 10 тыс. долл. США; вторая премия — 6 тыс. долл. США; третья премия — 4500 долл. США. Средняя группа: первая премия — 4 тыс. долл. США; вторая премия — 2500 долл. США; третья премия — 1500 долл. США. Медали для победителей изготовлены на Банкнотно-монетном дворе Украины.