В Киеве — половодье неигрового кино. В Доме кино три подряд фестиваля. Сначала прошли Дни документального кино, у которых были весьма серьезные организаторы и спонсоры — и Центр современных информационных технологий, и Украинский Хельсинский союз по правам человека (Українська Гельсінська спілка з прав людини), и Союз кинематографистов Украины… Едва ли не самое ценное в этом фестивальном действе — стремление ознакомить молодых, начинающих кинематографистов с практикой работы над фильмовыми проектами, бытующей в Европе. С 24 по 29 апреля в том же Доме кино пройдет первый Международный фестиваль неигрового кино «Контакт». Нуа только что закончился Второй международный (он же Четвертый Всеукраинский) фестиваль документальных и научно-популярных фильмов «Літопис» (его президентом является Лариса Ефименко).
«Літопис» и порадовал, и огорчил. Огорчил организационными ляпсусами и малым количеством зрителей на просмотрах. Скажут, конечно, что это следствие слабенького финансирования, отсутствия серьезной рекламы и опытной фестивальной команды. И все же зрителя такие нюансы вряд ли могут заинтересовать и тем более растрогать. Президенту фестиваля надо серьезно подумать о том, чтобы внести весомые изменения в его формулу. Возможно, вплоть до изменения места проведения. Почему бы, к примеру, не сделать фестивальной столицей Донецк — там и деньги есть, и общественный фон, подогревающий интерес к фильмам, выстроенным на определенном социальном и идеологическом материале.
За что можно похвалить «Літопис», так это за программу. Быть может, слишком насыщенную и потому немного смазанную, но все же интересную. Здесь были и отечественные неигровые картины последнего года, уже успевшие получить признание прессы и даже зарубежных фестивалей, и серьезные работы французских и латиноамериканских авторов, и фильмы россиян и приднестровцев. Главный приз получила картина молодого украинского режиссера Валентина Васяновича «Против солнца», а приз за лучшую режиссуру вручили Роману Ширману за фильм «Опасно свободный человек» (о них «ЗН» писало отдельно). Вряд ли режиссеры-победители стремились к классической режиссуре документального кино — в обоих случаях имеем много игры с материалом, у Васяновича озвучка даже поручена профессиональным актерам. Это скорее напоминает некогда популярную «деревенскую прозу» с ее героями-чудаками (или чудиками). Большим чудаком предстает у Ширмана и выдающийся режиссер и художник Сергей Параджанов. Посыл понятен — зафиксировать на экране уникальную личность. При этом получается так, что кино неигровое, но внутри кадра немало игры и провоцирования зрителя на контакт с фильмом карнавального типа. Не оппозиция ли это маскультовскому игровому кино, где роль личности на экране все меньше?
Практически то же самое можно сказать и о картине молодого украинского режиссера Надежды Кошман «Свидетель жизни» («Свідок життя»), главным персонажем которой является опять же художник — Сергей Гай. Фильм выстроен на противопоставлении внешнего и внутреннего мира героя, с использованием дневниковых записей. На этом фоне французский фильм Ж.-П.Лашера «Робер Гедигян, режиссер» показался довольно пресным и неизобретательным. В нем не удалось, на мой взгляд, ухватить как раз индивидуальность героя — он поверхностен и попросту скучен. Был на фестивале и еще один фильм о кинорежиссере — о знаменитом Эмире Кустурице…
Программа картин латиноамериканских стран поразила едва ли не предельным вниманием к нюансам социальной, экономической и политической жизни. К примеру, «Память о разграблении» Фернанда Саланаса подробно анализирует историю Аргентины последних двух десятилетий. Пожалуй, излишне подробно — двухчасовую картину досмотрели до конца далеко не все зрители. Просматривая колумбийскую ленту Каталины Виллар «Добро пожаловать в Колумбию», нельзя было отрешиться от мысли о большой похожести того, что происходило в Латинской Америке и в Украине. Но можете ли вы назвать нечто похожее в нашем неигровом кино, где доминируют мемориальные ленты, а также познавательная «езда в историческое незнаемое»? Подобный крен нетрудно объяснить тем, что ранее украинская история почти не прописывалась в деталях или же подавалась предельно тенденциозно. И наоборот — о прелестях советского социума делались сотни картин, по принципу «я славлю Отечество, которое есть, но трижды — которое будет!» Теперь об этих «прелестях» столько талдычит телевидение, что кинематографисты почувствовали себя свободными от подобных забот. Тем более что прежний политический режим не сочувствовал интересу к социальной жизни.
В рамках рецензируемого фестиваля проходил семинар, который проводился сотрудниками информационного «5 канала». И вот вынутый из телепространства и спроецированный на большой экран Дома кино материал всяческих журналистских «дознаний» внезапно обнаружил свою кинематографическую выразительность. Показав зрителям некоторые сюжеты широко известной, к примеру, программы «Закрытая зона»… Журналист Владимир Арьев провел очень интересный «инструктаж», в котором было все — вплоть до советов о том, как входить в темный подъезд. Но самым ценным мне показался другой совет: не бояться! Ведь уменьшение журналистской и кинематографической боязни — самый главный результат происходивших в последние месяцы событий.
Заметно, что ряд телеканалов («1+1», «Интер», СТБ, тот же «5 канал») проявляют все большее внимание к документальному, неигровому кино. Понятно почему — телевизионщикам хочется вносить свою лепту в укрепление гражданского общества. Не испугаться снова, потерпеть какое-то время — и тогда чаемые процессы приобретут необратимый характер.
Любопытными авторами была представлена и российская программа. Сергей Лозница, работающий последние годы в Германии, но исправно выводящий на кинематографический «дисплей» жизнь простых людей великой страны. Или Сергей Говорухин, некогда завязавший свою жизнь на военной теме. Кстати, в рамках фестиваля были и выставки — фото и живописи, одну из них посвятили воинам-афганцам.
Теперь, когда написана эта страница «Літопису», следует подумать о том, как лучше, оптимальнее вмонтировать ее в новое, создаваемое на глазах пространство неигрового кино.