UA / RU
Поддержать ZN.ua

Найден рецепт "идеальной" украинской кинокомедии

Этот ледокол движется навстречу "Титанику" и "Аватару"?

Автор: Олег Вергелис

Земля задрожала, небеса взорвались - в украинском прокате установлен очередной рекорд: комедия "Скажене весілля" за пять недель заработала более 50 млн гривен, а посмотрели картину более 600 тыс. зрителей.

Лидеры отечественного проката меняются ежесезонно, толкаясь локтями на пьедестале почета. С такими темпами, как сейчас, уже трудно наворожить, кто в исторической перспективе окажется самым-самым: "Дзидзьо" со всеми сексуальными последствиями, "Слуга народа" с его предвыборной парадигмой? Или новый претендент на сиквелы - обаятельный и обстоятельный Василий Середюк из нынешнего фильма-рекордсмена?

Кассовые обороты, с которыми эта картина выбивается в люди, навевают обольстительно оптимистические миражи: наверное, этот ледокол движется навстречу "Титанику" и "Аватару"?

Еще 4 октября "Скажене весілля" с хозяйским размахом обосновалось в прокате. И даже я, как свидетель секты честных зрителей, торжественно заявляю: на дневном сеансе, куда направился осознанно, зрителей было под завязку: это сладкое слово "аншлаг" не приснилось.

Естественно, после пяти-то недель проката никакие оперативные рецензии уже не рассматриваются (хотя наши госорганы и призывают СМИ писать чистую правду несколько позже, чтобы не вспугнуть потенциального зрителя, в случае чего). С опозданием оформляются, в основном, либо мадригалы (как здесь), либо протоколы о проделанной работе.

Так вот. Фактор успешности фильма стоило бы искать не только в веселом сюжете, нежно троллящим ксенофобию в нашей волшебной провинции; не только в удачном кастинге, который этот же сюжет освятил и раскрасил; не только в медийных вызовах, которые озаряют картину (Винник, Монатик, другие). Как для удачной комедии (а этот фильм без зазрений совести надо признать удачей в потоке новейшей украинской массовой культуры), важны не только технологические или производственные рассчеты. Для забавной, легкой, озорной (иногда даже цитируемой населением) кинокомедии, в первую очередь, как раз и нужна… такая же легкая, веселая, остроумная светлая личность. Которая данный творческий процесс и предполагаемый результат, скажем так, "освятит", своей витальностью. И еще - пониманием жанра: как, с кем и для кого работаем.

Такая светлая личность нашлась, она есть в титрах и на экране. Шоумен и продюсер Юра Горбунов. Предполагаю, что сорванный кассовый куш, - не в последнюю очередь его заслуга. Как человека остроумного и адекватного, модерирующего (на своем уровне) мир этой картины - как продукта для умного и незлобивого обывателя.

То есть для зрителя, который заведомо не будет ожидать от кинопроизведения высоты или низменности киноизысков (как у Тони Ноябревой или Марыси Никитюк), а получит то, на что и рассчитывал. Хорошее настроение, а оно у многих теперь в дефиците. Очередное перелицевание комического сюжета про отца-недотепу. Яркую картинку, по наполнению которой видно, что деньги не украли, а потратили на радость людям.

Горбунов сотоварищи, как и положено ответственным кинопроизводителям, переносит нашу замечательную массовую аудиторию обывателей и злопыхателей - в мир реально-ирреальных комедийных комбинаций.

С одной стороны, здесь все типажи - как родственники. Практически все из них узнаваемые, слегка приперченные, архетипы из украинских райцентров.

С другой стороны - это же не райцентр, а какой-то, прости Господи, Хогвартс. Или переосмысление старинных "Кубанских казаков" - со сказочно отлакированной как бы действительностью, с домами-хоромами, со сплошным изобилием. С абсолютной безмятежностью, которую нарушает разве что проблема темнокожего жениха для любимой дочери Василия Середюка.

В безмятежном мире наших новых, так сказать, "кубинских казахов" все, как и полагается, обильно. И едва ли не идеально. Еда и интерьеры, быт и нравы.

Не настаиваю, но события в кинокомедии, возможно, происходят на Волыни или на Житомирщине, где местные облсоветы уже изгнали "русскоязычный культурный продукт" со всеми оттенками его попсовых настроений ("синий"), поэтому пространство местного счастья озвучено исключительно регламентированным саундтреком. Да, это снова Винник и его веселые друзья.

Но вот этот застывший рай в виде райцентра (с высокими заборами и дорогими коттеджами), эта милая фабула о добром тесте (чуть-чуть ксенофобе), сам этот фильм-парафраз на тему народной песни "У сусіда хата біла…", все это, так сказать, пиршество духа то и дело провоцирует зрителя (а зритель у нас дотошный и умный) и на некие дополнительные подтекстуальные ассоциации.

И в этом, на мой взгляд, тоже есть фактор успешности. Поскольку зритель наш массовый, пятилетками взращиваемый "Вечерним кварталом", уже не просто "зритель", а непременный соискатель и потребитель какой-либо фиги в кармане, намека или припрятанного сюрприза - на общей фольклорной основе.

Таких сюрпризов здесь два.

Одним из них, к счастью кастинг-директора, стал хороший актер из Киевского Национального театра имени Ивана Франко - Назар Заднипровский. Добрый человек и честный труженик, продолжатель большой актерской династии. На сцене его можно увидеть в спектакле "Моя профессия - синьор из высшего общества". И там же, на сцене, можно поразиться его удивительному артистическому сходству с "первым лицом". Именно тем, о котором вы и подумали. А это уже второй сюрприз. (Кстати, подобное непредумышленное внешнее сходство актер Заднипровский тактично обыгрывал и в некоторых телевизионных шоу).

В фильме Влада Дикого, в связи с Заднипровским, случилось то, что укрепило саму кинокомедию с ее художественной, так сказать, стороны. На главную роль пригласили в кои веки не эстрадную маску (с двумя красками артистических возможностей - кривляться или заикаться), а талантливого театрального (комедийного) артиста. И он, как это иногда случается, непредумышленно придал фильму некий творческий "вес", подарил ему сюжетную двусмысленность. Поскольку хитрющий зритель тут-таки и угадывает за маской директора краеведческого музея Середюка черты "первого лица". Безо всяких намерений кого-то обстебать или высмеять.

Просто в картине слегка смещается заданный ракурс - маленький райцентр с вереницей его внутренних наивных событий кому-то покажется уже большим "центром", где тоже все прекрасно и незыблемо. В особенности - характеры.

Так вот, Назар Заднипровский и Юра Горбунов (предполагаю, что Юра до этого и додумался) внутри легкомысленной семейной комедии на тему "дружбы народов" исподволь пытаются еще и обыграть матрицу комедии характеров. Наподобие классического Мартына Борули, который хочет как лучше (для дочери и семьи), а получается - как всегда.

Комедия конкретного характера, созданная актером, достаточно правдоподобна, узнаваема. Назар как раз и не играет комедийную исключительность, пользуясь сходством с "первым лицом", а играет он распространенное представление об отце (народа), который иногда заблуждается, иногда ошибается, а зритель ему радостно подмигивает, сочувствует. Мы ведь все порою заблуждаемся и ошибаемся, желая строить счастье близких, согласно своим "стандартам", а не так, как они сами того желают.

Фильм не нагло "играет" и на нынешнем информационном поле, при этом (жанр не позволяет) обходя темы драматические и политические, но акцентируя внимание на политкорректности. Сам украинский характер, который воспевает эта комедия, представлен довольно добродушно, незлорадно, без высокомерного похлопывания по плечу. И даже заявленная авторами межнациональная тема - украинская невеста и африканец-жених (из Парижа) - раскрыта, в общем-то, без пережимов и спекуляций.

После радостных аплодисментов переполненного зала под финальные титры картины подумалось, что как-то поспешили у нас с идеей переименования станции метро "Дружбы народов". Как раз на "дружбу народов" наш зритель и откликается достаточно живо, бодро и толерантно.

Линейка кинокомедий, запущенная в Украине в последнее время, естественно, самый прибыльный и массами ожидаемый формат. Как убеждают результаты кассовых сборов, не только поп-звезда (в главной роли) всегда залог прибыли. Залог успеха ведь не только в ставке на нечто заведомо беспроигрышное, а чаще - в творческих деталях: в совокупности таких вот умно предусмотренных художественных компонентов.

У исследователя массовой культуры Джеки Стейси есть целый труд на эту тему, исследование о взаимоотношениях киноперсонажей и кинозрителей - их невидимых миру слезах и взаимных играх.

Джеки Стейси, в частности, утверждает, что один из факторов успешности того или иного комедийного фильма в контексте массовой культуры - это зрительская иллюзия "побега от действительности": от проблем, опасностей, ограничений. В особенности - в эпохи великих депрессий и непрекращающихся войн. Именно в это время многие кинозрители и хотят убежать - куда подальше - на колхозные поля к "кубинским казахам", в райские райцентры, где по улицам шастает Винник.

Еще один фактор успешности массового кинопродукта в эпохи депрессий, по мнению Стейси, "категория отождествления" - героя с политиком, себя с персонажем, своих горьких чаяний с успешностью какого-либо экранного фрика.

И, наконец, это тоже важно, - "категория потребления". Здесь, на территории веселого жанра, предполагают покупательскую способность - желание "приобрести" сам фильм оптом и в розницу: его сюжет - как руководство к дейсвию; его героя - как сувенир на память. Массовая культура живет по своим законам. И никуда от этих законов не денешься.

Подводя промежуточный (бухгалтерский) итог относительно самой кассовой (на данном этапе) украинской кинокомедии, не ошибусь, если, по традиции, напророчу последующее. Директор Середюк через год появится в сиквеле; у него родится внук (или внучка, а то и двойня); из дружественных африканских стран к нему приедут темнокожие родственники. И вот тогда начнутся еще те "Сваты".

Удачи!

Титры

Режиссер фильма - Влад Дикий.

Продюсеры - Юрий Горбунов, Ирина Костюк, Надежда Коротушка.

Сценаристы - Николай Куцик, Алексей Приходько.

В главных ролях - Назар Заднипровский, Полина Васылына, Джимми Воха-Воха, Леся Самаева, Александр Кобзарь.

Бюджет - 10,8 млн грн.