UA / RU
Поддержать ZN.ua

НАТАЛЬЯ ЛОПУХОВА ПРОДОЛЖАЕТ СЕМЕЙНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ

Об этой художественной семье писала не раз. Отец, Александр Михайлович — известный живописец и педагог, мать — Надежда Иосифовна — прекрасный график...

Автор: Ирина Блюмина
Наталья Лопухова. Иллюстрация к поэме Лины Костенко «Маруся Чурай», цветной офорт, 1989 г.

Об этой художественной семье писала не раз. Отец, Александр Михайлович — известный живописец и педагог, мать — Надежда Иосифовна — прекрасный график. Не удивительно, что дети — две дочки — унаследовали их мастерство. В творческих семьях это часто встречается.

Недавно в залах Национального музея Украины открылась персональная выставка молодой художницы, младшей дочки — Натальи. Это уже не первая выставка, ее работы известны не только на Родине, но и за рубежом. Недавно, например, с произведениями Натальи познакомились в далекой Португалии, а раньше ее прекрасные работы экспонировались также в Италии, Германии и ОАЭ.

По образованию она — график. Азы освоила у отца, а позднее закончила Киевский художественный институт, мастерскую книжной графики профессора В.Чебаника, и продолжила совершенствовать свое мастерство в Творческих мастерских Академии художеств СССР в Киеве, где ее руководителем был незабываемый М.Дерегус.

Работает Наталья в области книжной графики, станковой акварели, в темпере и акриле, многих эстампных техниках (гравюра, офорт). Иногда обращается к монументальным работам, а также увлекается дизайном и геральдикой. На выставке представлены разработанные художницей Государственные награды Украины: Министерства науки и технологий Украины, Антимонопольного комитета Украины, Министерства юстиции Украины. Медаль за заслуги Министерства науки и технологий Украины передана Президентом Украины Л.Кучмой в постоянную экспозицию Национального музея истории Украины.

В 1996 г. за дизайнерское оформление телевизионной компании французско-немецко-украинского телевидения IР-Киев на Международной выставке РЕКЛАМА-96 она получила первую премию. Макет панорамы представлен на выставке. Как видим, круг ее интересов достаточно широк.

На данной выставке представлено более сорока работ. Прежде всего привлекают внимание ее иллюстрации к известной поэме выдающейся украинской поэтессы Лины Костенко «Маруся Чурай». Они составляют серию из шести листов. К своей дипломной работе Наталья Лопухова добавила несколько новых композиций: «Богдан Хмельницкий», «Суд», «Над озером». Еще во время защиты диплома эту работу отметили специалисты, так как она была совершенна по технике исполнения (цветной офорт, сухая игла), интересна по своему композиционному решению, а главное, отражала основную патриотическую идею исторической поэмы. Образ легендарной героини —Маруси Чурай — представлен на фоне исторических событий. Будущая художница получила за эту работу Серебряную медаль Академии художеств СССР на Всесоюзной выставке дипломных работ художественных учебных заведений в Москве. В 1991 году издательство детской и юношеской литературы «Веселка» издало поэму Л.Костенко «Маруся Чурай». В этом же году книга получила диплом как лучшая книга года, и диплом I-й степени на Всесоюзной книжной выставке в Москве.

Одна из любимых техник Лопуховой — акварель. Ее интересуют архитектурные сооружения Киева на фоне романтических пейзажей нашей красавицы-столицы. Эти работы в отличие от ранних, сугубо реалистических, зачастую выполнены в современной манере. Сейчас она ищет новые решения, где явно присутствует неоавангардистский стиль.

Некоторые работы выполнены в авторской технике объемной живописи. В основу технологии положено использование китайской бумаги, пропитанной краской, которая во влажном виде накладывается на картонную основу, используется принцип монотипной живописи по объему.

Как видим, художница всегда в поиске новых форм. Что бы она ни изображала, во всех ее работах ощущается присутствие человека, иногда еле ощутимое («Маковей» с автопортретом художницы, «Драгоценности» с присутствием женского облика).

Рисунок у нее уверенный, колорит — нежный, прозрачный. Она любит пастельную гамму. Это особенно ощущается в таких ее работах, как «Весна», «Андреевский спуск зимой», «Выдубичи», «Софиевский собор». В них ярко отражается естество художницы, так как она сама внешне и внутренне отвечает изображенному — нежная и романтическая. Главное, она имеет свой собственный стиль, свое яркое лицо, ее произведения всегда узнаваемы на выставках. Они ни на кого не похожи, и это, на мой взгляд, прекрасно, что и подтверждает выставка.

«Художник — профессия мужская, — говорит Наталья. — Но женщина-художник дает профессии другое дыхание. Она идет от себя, передает увиденное, пережитое. Женщина — это всегда бесконечный мир. Утвердиться в мире, где доминируют мужчины, — нелегкий путь, нужно быть артистичной, добросердечной, мужественной, «верующей» в силу искусства».

Около пяти лет работает художница над книгой «Былины Киевской Руси» в переводе В.Шевчука. Иллюстрации и отдельные художественные работы вобрали в себя этнографический материал эпохи, былинные сюжеты полотен великих русских живописцев (Васнецова, Билибина, Врубеля). К обширному материалу к работе, собранному художницей, относятся зарисовки сооружений древнеславянского зодчества ХI—ХII веков, копии мозаик, рисунки одежды, головных уборов, утвари, оружия. Иллюстрации были представлены на Международной книжной выставке в Италии, где художница получила Почетный диплом (1995г.).

Творчество художницы достойно оценили — пять лет назад ей присвоено почетное звание — заслуженный художник Украины. Пожелаем же ей преодоления новых вершин!