Наш известный драматург Наталья Ворожбит недавно вернулась из Магдебурга, где состоялась успешная премьера спектакля "Вий" по ее пьесе (режиссер Максим Голенко). А уже в середине июня в Киеве, в пространстве киевского Театра на Липках, развернется ее проект "Класс Акт", в котором будут задействованы дети с Запада и Востока Украины. Детей объединит общая цель - создать маленькие пьесы, чтобы со временем адаптировать их в большой драматургический коллаж. И, конечно, реализовать это творчество на столичной сцене при участии известных режиссеров и актеров.
Честно говоря, не представляю, как она все успевает, ведь ко всему - еще и активная работа в "Театре переселенца", а также сценарии к двум потенциально громким прокатным кинопроектам: "Киборги" и "Ворошиловград" (последний по мотивам произведения Сергея Жадана).
- Наталья, очевидно, сначала поговорим о неизвестном многим нашим театралам формате - "Класс Акт". Как он появился в твоей жизни? И где ты впервые увидела такую импрезу?
- В свое время Никола Маккартни, шотландский драматург и режиссер, приехала в Тольятти и вместе с моими коллегами-драматургами (Левановым, Дурненковыми, Клавдиевым) провела там первый "Класс Акт" в РФ. Они рассказывали об этом с восторгом. Никола продолжала реализовывать проект.
На один из них пригласили и меня: он назывался "Класс мира". Я несколько лет принимала в нем участие, работала с детьми-инвалидами.
Затем проводила его вместе с Николой - в "Школе театрального лидера".
Потом сама провела "Класс Акт" в Школе-студии МХТ с актерским курсом Дмитрия Брусникина. Собственно, этот проект можно делать с людьми любого возраста.
- Значит, в июне будет первая попытка "Класс Акта" в Украине?
- Давно мечтали с Николой Маккартни провести "Класс Акт" именно в Украине. И теперь мечта начинает воплощаться. Вполне закономерно родилась концепция - работать с подростками из зоны АТО и Западной Украины.
Сначала мы с группой коллег поехали в Попасную Луганской области (где работали в школе №1), затем - в Нововолынск Волынской области (там работали в школе №2).
В результате подростки написали тексты. Прочитав их, мы отобрали по 10 талантливых детей из каждого города...
- Что можешь сказать об этих детях? Как они отнеслись к вашей идее? Не насторожила ли кого-то такая форма соревнования - между Востоком и Западом?
- Дети с большим энтузиазмом отнеслись к нашей идее. Старались все. Но отобрать должны были 20 талантливых... Поверь, это был невероятно сложный выбор.
Среди написанных ими работ были талантливые, и автобиографические, преисполненные болью нашей современной истории. Мимо них невозможно пройти. Мы отдавали предпочтение именно таким текстам.
- А о чем пишут эти дети, наши маленькие драматурги, в своих мини-пьесах?
- Были там и жалобы на родителей, и сетование на сложную семейную ситуацию. Была одна история о погибшем отце.
А была и такая тема - "Приключение, о котором я не расскажу родителям". Просто страшно читать, как половина детей ходит гулять на разные "заброшки" и кладбища, где чрезвычайно опасно: можно сорваться с высоты, встретить плохих людей.
Один мальчик написал, как они что-то тяжелое бросили с крыши дома и покалечили женщину. Испугавшись, убежали, а потом этот мальчик вернулся и видел, что приехала "скорая", у женщины была сломана нога.
Он никому об этом не рассказывал, но воспоминания очень-очень его мучают...
- Значит, ты работаешь эдаким детским психотерапевтом, выявляя скрытые комплексы и скелеты в маленьких детских шкафах... Собственно, кто будет работать с детьми в Киеве, когда они уже будут создавать свои пьесы и свой спектакль?
- К участию в "Класс Акте" привлекаем лучших украинских актеров и режиссеров. Среди них - Ирма Витовская, Римма Зюбина, Стас Жирков, Тамара Трунова. Они уже дали согласие.
Знаешь, в Британии считается за честь участвовать в подобных проектах. Звезды играют в пьесах, написанных подростками. Надеюсь, что так будет и у нас.
Это проект не одноразовый. Планируем заниматься им и в дальнейшем. Хотим объединять в такой творческой среде детей из разных регионов Украины, а также работать с детьми из Киева.
- Что можешь хотя бы коротко рассказать о двух громких кинопроектах, над которыми работаешь? Конечно, понимаю, что не все детали сейчас уместно разглашать.
- Сценарий "Киборги" закончила еще прошлой осенью, а на днях - сценарий "Ворошиловград" по роману Сергея Жадана. "Киборгов" будет снимать режиссер и замечательный актер Ахтем Сейтаблаев. Съемки планируются на осенне-зимний период. Сценарий не имеет никакого отношения к роману Лойка. Эта история основывается на моих интервью с военными, защищавшими Донецкий аэропорт.
- А кто режиссер "Ворошиловграда"?
- "Ворошиловоград" будет снимать Ярослав Лодыгин. Съемки начнутся только в следующем году. Этот роман о довоенном Донбассе. Получается, что уже несколько лет через свою творческую работу изучаю Донбасс...
- В продолжение украинской драмы, связанной с Донбассом, вот о чем спрошу: какой "жанр", по твоему мнению, переживает сегодня такая замечательная пьеса, как "Украина"? Драма, трагедия, патетическая соната, трагикомедия, трагифарс?.. Если вспомнить хотя бы последние сюжеты - Джамала победила, Надя вернулась, коррупция стабилизировалась, кощунство приспособилось, люди гибнут...
- Ну, наверное, все эти жанры, которые ты образно определил, присутствуют в разных сферах в разных пропорциях. Где-то - сплошная трагедия, а где-то - полнейший фарс.
Но в основном все так намешано, что никакой Аристотель не разгребет.
Знаешь, времена, когда легко можно было определить жанр той или иной пьесы, давно прошли. То же самое и в жизни. Более драматичное время, чем сегодня, даже трудно представить. Драматургам точно будет что делать в ближайшие 70 лет, т.е. отрефлексировать все это.
Хотя лучше бы мы все "мыло" писали для ТВ, чем такие страшные жертвы и такие трагические потери...
- Если говорить о тех, кто впоследствии (возможно) напишет честные и талантливые пьесы о нынешнем времени, то кто, на твой взгляд, среди драматургов, разумеется, молодых, заслуживает внимания режиссеров, художественных руководителей? Не просто так об этом спрашиваю, но еще и потому, что и ты среди кураторов мероприятий, поддерживающих молодых драматургов?
- Мне нравятся пьесы Наталии Блок, Людмилы Тимошенко, Оксаны Савченко, Максима Черныша, Виталия Ченского, Дена и Яны Гуменных, Насти Косодий, Веры Маковей, Тани Киценко, Эльвина Рзаева. Наверняка кого-то забыла? Извините!
Просто рекомендую режиссерам читать-искать.
Сегодня через соцсети довольно легко найти любого автора, и даже если не понравится какая-то конкретная пьеса, можно почувствовать своего автора и договориться с ним о сотрудничестве.
Сейчас время, когда грань между автором и режиссером часто стирается, и можно делать необыкновенно интересные вещи вместе.
- Какая из твоих собственных пьес, сугубо на твой взгляд, нашла идеальное режиссерское воплощение на сцене? Даже не важно, где - в Украине, на Западе, в РФ?
- Мне понравилось, как поставил "Зернохранилище" Майкл Бойд в Королевском Шекспировском театре. Люблю "Квітку Будяк" в постановке Станислава Моисееву. Несколько лет назад Максим Голенко поставил "Вия" в Киеве. И получился такой театральный хит, который не сразу оценили все критики. Но на шоу-кейс приехали европейские эксперты и отметили это представление как одно из лучших со всего, что они видели. Благодаря этому Максима пригласили ставить "Вия" в Магдебурге. Я была на премьере, очень сильно получилось.
- Как немцы восприняли украинского "Вия": украинский миф, украинский микс и отчасти украинский абсурд?
- Немцы искренне поражены уровнем этой работы. Я и сама смотрела спектакль в Магдебурге словно их глазами - и понимала, что получили крутого режиссера, и есть для кого
писать.
- Ты продолжаешь активно работать в "Театре переселенца", который открыл много социальных и болезненных тем нашего настоящего. Каких тем и каких сюжетов ждать в дальнейшем в этом же формате?
- В новом сезоне планируем больше ставить современную украинскую драматургию. Уменьшим упор на документальных спектаклях. Хотя работать в этом направлении не перестанем, поскольку есть долгосрочные проекты, такие как "Дети и военные", например.
Планируем образовательную программу. Хотим открыть "Институт драмы", где можно было бы работать в разных направлениях, ставить пьесы, учиться, делать социально-театральные, документальные проекты.
- Если откровенно, то есть люди, которым "Театр переселенца" неплохо помог непосредственно - в жизни…
- Мне тяжело говорить о существенных изменениях в жизни того или иного человека, который был причастен к "Театру переселенца". Знаю только, что благодаря работе в нашем театре наши переселенцы очень сблизились, они стали друзьями, создали общие проекты и получили возможность реализоваться. "Театр переселенца" стал для них неким клубом.
Конечно, жаль, что у нас нет постоянного места обитания… Тогда бы результаты нашей работы были более очевидными.