UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Настройщик» — с любовью от Киры Муратовой

На закрытии Киевского международного кинофестиваля «Молодость» был продемонстрирован новый фильм «первой леди» украинского кино Киры Муратовой «Настройщик»...

Автор: Светлана Агрест
Лина (Рената Литвинова) — в ожидании «красивой жизни»

На закрытии Киевского международного кинофестиваля «Молодость» был продемонстрирован новый фильм «первой леди» украинского кино Киры Муратовой «Настройщик». Это первый показ на территории СНГ, правда, картина уже получила высокую оценку у зрителей Венецианского и Торонтского фестивалей. Фильм — результат копродукции Украины и России. К сожалению, в Венеции по забывчивости продюсера наша страна не прозвучала. Но к достоинствам ленты это никакого отношения не имеет.

Фильм «Настройщик» — лирическая кинопоэма абсурда с реминисценциями Гоголя и Зощенко, Кафки и Булгакова, где незаметно пролетевшие два с половиной часа внимательно рассматривается фантасмагория современного социума. Лучшая по своему всепрощению картина продолжает развивать темы, к которым уже обращалась Муратова во «Второстепенных людях», а ранее в «Чувствительном милиционере».Злая насмешка и трагическая нелюбовь к человечеству отсутствуют не только во взаимоотношениях персонажей, но и в мягком, несвойственном режиссеру в других работах, видеоряде.

Эта современная история «мертвых душ» светла и горька, нелепа и смешна одновременно. Бывший настройщик Андрей (несомненный творческий успех Георгия Делиева), вышвырнутый социальными переменами из привычной среды, занимает вместе с жаждущей роскошной жизни красавицей-женой (Рената Литвинова) нежилой фонд чердака, изо всех сил старается создать ауру благополучия, тем самым пытаясь удержать супругу. Он врет и мошенничает. Обхаживает милую, бодро-ветхую старушку из «той жизни», живущую от постепенной продажи оставленных мужем ценностей (в ее роли предстала зрителям совершенно незнакомая и великолепная Алла Демидова), а вместе с ней и ее подружку, бойкую, но у которой «все позади» (ее блестяще играет героиня первого фильма Киры Муратовой, «повзрослевшая» Нина Русланова). В абсурдной круговерти погони за легкой прибылью стираются грани любви-ненависти, добра-зла, вседозволенности-табу, и в этой нежизни рвутся последние связи — лилейная кошечка-жена превращается в львицу, готовую загрызть уже зараженного агрессией мужа. Обманутая же старушка по-российски интеллигентно и по-христиански смиренно винит во всем случившемся себя.

«Настройщика» отличает скрупулезно выстроенные интерьеры, великолепные в своей претенциозности костюмы, умно подобранная музыка, умелая, но забытая во многих фильмах работа с профессиональными актерами, выстроенность кадра и четкая логика монтажа. Фильм этот — несомненная удача Киры Георгиевны, перед которой можно лишь восхищенно склонить голову, с нетерпением ожидая ее следующей работы. Надеюсь, она вновь напомнит миру о существовании высокой планки украинского кино.