UA / RU
Поддержать ZN.ua

НАШИ В ГОЛЛИВУДЕ

Недавно по ОРТ показали сюжет, в котором молодой московский актер, переехавший в США, поделился со зрителями личным достижением — в Голливуде он сыграл в эпизоде, и вот ему предложили роль второго плана...

Автор: Александр Рожен

Недавно по ОРТ показали сюжет, в котором молодой московский актер, переехавший в США, поделился со зрителями личным достижением — в Голливуде он сыграл в эпизоде, и вот ему предложили роль второго плана. Ну а дальше... — самоуверенному молодому человеку уже рисовались такие перспективы, что он улыбался на весь экран на миллион долларов...

Понимаю эйфорию, охватившую молодого актера. Но как здесь не вспомнить историю киевлянина Ильи Волоха, который совершил, казалось бы, невозможное — уже сыграл в десятках англоязычных фильмов в том самом Голливуде, который многим кажется чем-то совершенно недостижимым. Эта история выглядит еще более удивительной, если учесть, что Илья всего десять лет назад приехал в США, имея 27 лет отроду и... нулевое знание английского.

О себе Илья рассказывает скупо. Родился в Киеве. Отец — советский служащий, которому весьма сложно было пробиваться в жизни уже хотя бы потому, что он был потомком одного из ближайших сподвижников Петлюры. У матери — доцента одного из киевских вузов — тоже жизнь складывалась непросто. Она из эмигрантской семьи, которая после войны решила вернуться из Франции на родину. Переезд в советскую Украину кончился для ее отца трагически: его арестовали и отправили в сталинские лагеря. Когда вышел из ГУЛАГа, работал в оперетте.

В школе, как считает Илья, он ничем среди одноклассников вроде бы не выделялся. Ну разве что особой застенчивостью. Понятно, актерства при такой скромности от него никто не ждал. Увлекся, как и многие мальчишки в Киеве, академической греблей. В 1982 году выиграл чемпионский титул на юношеском первенстве мира в Италии. Затем армия, после которой решил поступить в... театральный. С юношеским максимализмом начал сдавать экзамены сразу во все московские театральные вузы и везде (без блата) прошел. Остался учиться в школе-студии МХАТа.

В тот год в школу пришли представители знаменитых актерских династий: Александр Стриженов, Юлия Меньшова, Александр Лазарев. Соучениками Ильи были Владимир Машков, Евгений Миронов, Андрей Панин. А учителями — звезды театра и кино. Достаточно назвать только имя Мастера — Александра Калягина. Им покровительствовал сам ректор Олег Табаков.

На это время пришлась «перестройка». Свобода творчества, помноженная на связи Олега Табакова, положила к ногам студентов весь мир. После второго курса они поехали на творческую практику в Королевский Шекспировский театр в Лондон! Здесь мастер-классы вели боги театра — Иэн Маккеллен и Брайан Кокс. Затем поездка в США и триумф спектакля А.Чехова «Чайка», в котором Илья играл Сорина. В Москву вернулся не один. С ним приехала Кая — американская студентка драматической школы. После окончания студии светило остаться во МХАТе... Но Илья вместе с Каей уже были захвачены мечтой покорить Голливуд...

Я спросил, знал ли он английский в совершенстве? Выяснилось, что в школе учил французский, а по-английски на курсах, куда спешно поступил перед отъездом, успел выучить всего несколько слов. Так что даже с женой приходилось изъясняться жестами...

Романтическое «завоевание Голливуда» началось в Лос-Анджелесе с пошлой прозы — зарабатывал на кусок хлеба работой, какая подвернется. Проще всего оказалось устроиться в кафе нарезать бутерброды. Затем пришлось по десять часов стоять на ногах и переворачивать цыплят в горячей кухне. Когда подвернулась работа на кладбище, она показалась раем. Илья впервые смог вдохнуть свежего воздуха, мог позволить себе иногда присесть. Ко всему клиенты были такие тихие...

Поначалу делал здесь самую простую работу — доставлял цветы покойникам. Со временем пробился на место агента по продаже кладбищенской земли. Это давало свободное время, которое было необходимо, чтобы ходить на пробы в Голливуд. За карьерой кладбищенских служащих внимательно следила администрация. И поощряла — сначала мелочевкой: золотыми кольцами, цепочками. Затем наградила трехдневной поездкой на Гавайи. Это уже был успех! Перед Ильей открывалась карьера продавца мемориальных участков. Актер, с улыбкой вспоминая этот период жизни, шутит: «В 94-м меня даже наградили, как я это называю, «кладбищенским «Оскаром» — статуэткой, на которую занесено мое имя... Не улыбайтесь так снисходительно, многие работники, которые этим всерьез занимались, очень гордились подобными наградами. Это обеспечивало устойчивость и веру в светлое материальное будущее...»

К этому времени Волох уже умел изъясняться на языке аборигенов. Попасть в кино или в шоу-бизнес русскоязычному человеку (как и франкофонному, и всем прочим, не владеющим в совершенстве английским языком) сложно. Но здесь Илье, можно сказать, еще раз пофартило — в США проснулся интерес к россиянам. К сожалению, внимание американского кино к жизни русских привлекает лишь мафиозная сторона. Собственно, эту нишу поначалу и начал осваивать Илья. В таком качестве ему удалось сыграть в нескольких фильмах с блистательными американскими актерами. К примеру, в фильме режиссера Питерсона «Президентский самолет» (в главной роли — Харрисон Форд) — гангстера, нападающего на американского президента. Его фильм вошел в двадцатку самых кассовых фильмов за всю историю кино. Илье удалось сняться и в других известных фильмах, которые мог видеть украинский зритель. К примеру, вместе с Шоном Пенном, Ником Нолти и Дженифер Лопес в фильме «Разворот» Оливера Стоуна. Это очень уважаемый в Голливуде режиссер, который позволяет импровизировать на площадке. Украинский актер был приглашен лишь в один эпизод, но в процессе работы он перерос в несколько.

А самой длительной — целых три месяца — была работа на съемках фильма Дэвида Сенеки «Рыба-меч». В нем Джон Траволта играет компьютерного хакера, который грабит банки, а Илья с компанией — группу его «наемных мускулов». Конечно, это не роль Гамлета, но зато она дала возможность показать себя не в коротком эпизоде, а на протяжении всего фильма... Так начиналась его актерская жизнь в Америке...

Не удержался от провокационного вопроса:

— Рассчитываете получить «Оскара»?

— Был бы не искренним, если бы сказал «нет». Тем более что фильм, где я играл главную роль — таксиста, — уже выиграл «Оскара» в 99-м году по категории короткометражных фильмов. Это, конечно, еще только заявка на будущее...

— По-видимому, вам так быстро пробиться здесь помогло ваше обаяние и контактность?

— Вовсе нет. Я не силен в завязывании контактов, и это мне серьезно мешает в жизни. Во всяком случае, для актера это важно, а я не преуспел в устраивании столь популярных в Голливуде вечеринок-«пати», с участием нужных людей — продюсеров и коллег-актеров. Это один из моих, скажем так, проколов в жизни здесь. Возможно, если моя мама — человек удивительно контактный — возьмет на себя такие обязанности, не буду выглядеть здесь «белой вороной»... Ну это в планах на будущее. А вообще-то я предпочитаю тратить время на работу, на чтение книг, чем на встречи за рюмкой вина. В общем, я работоголик или, если сказать по-американски, «воркоголик»...

— В Лос-Анджелесе в последние годы работают и киногруппы из России. Вас не приглашали сниматься в их фильмах?

— Приглашали, и не раз. Конечно, это далеко не так выгодно, как сниматься в американских фильмах, но тем не менее я с огромным удовольствием соглашаюсь, так как очень приятно поработать с хорошо знакомыми актерами. Во всяком случае я выделил бы из моих работ здесь многосерийный фильм Родиона Нахапетова «И один в поле воин». Он снимается для ОРТ. В «Наследнике» — одном из фильмов этой серии — я сыграл очень богатого нового русского, проживающего в Лос-Анджелесе. Моя жена (по фильму) пытается отправить меня на тот свет с помощью любовника, врача нетрадиционной медицины...

— Как вы оцениваете место, которое занимаете в американском кино?

— В США очень любят всякие цифровые оценки — так что о моем реальном рейтинге могут беспристрастно рассказать цифры. Итак, меня пригласили в Актерский профсоюз после первой роли, которую я сыграл в фильме «Да здравствует цезарь!», сделанном для кабельного телеканала «Show Time». Для справки — в Голливуде работает более 100 тысяч актеров, принадлежащих к Актерскому профсоюзу. Однако тех, кто в принципе только игрой может зарабатывать себе на жизнь, лишь 3 — 5 процентов. И я принадлежу к их числу. Конечно, нельзя сказать, что уже имею громкое имя. Но один список знаменитых режиссеров, в фильмах у которых я снимался, и американских звезд, с которыми вместе играл, для приезжего актера равнозначен полету на Луну.

Не так давно снялся еще в одной картине вместе с Джоном Траволтой. Работал с первого до последнего дня производства. Картину снимал известный режиссер Джон Силвер. Это крупнобюджетный фильм. Работу в нем получить сложно. Я вхожу в категорию «путешествующих актеров».

— Кроме кино, пробовали где-нибудь приложить свои силы?

— Помимо Голливуда, я стремлюсь работать и в театре. С 1993 года постоянно играю в театре «Американский ренегат». Здесь подружился с актером Лэрдом Дэвидом Скоттом. Мы с ним начали готовить различные отрывки, сценки и не заметили, как все это связалось в единый спектакль для двух актеров. Мы его назвали «Русские уже пришли». Получилась история о том, как русский деревенский парень начинает писать письма в Америку «на деревню дедушке». И вот однажды происходит неожиданное — один из адресатов откликнулся. Так паренек оказывается в Америке. Вот тогда и происходит много трагикомического.

Получилось сочетание двух видов юмора — американского и славянского. Своеобразная комедия положений, где много всяких приколов, эпатажных сцен. Мы сами все придумали, продюсировали и сами в нем сыграли. Мой партнер по ходу спектакля все время переодевается — у него двадцать персонажей: начиная от таможенника и девушки, которую встречает главный герой, до... гориллы в зоопарке. А я играю одно — деревенскую хитрость простого парня, приехавшего «покорять Америку», которому нужно выжить наперекор всему.

Это одновременно смешная и грустная история о том, чем занимаются эмигранты, приезжающие в Калифорнию: от продажи водки у входа на фривэй, торговли презервативами, мойки машин до стриптиза в доме для престарелых... В общем, о людях, которым приходится пускаться во все тяжкие, чтобы выжить. Но при этом они быстро усваивают, что нельзя унывать. Поэтому все делают с улыбкой и можно подумать, что они счастливы. Хотя, может, так оно и есть. Собственно, как это рассмотришь под приклеенной навечно улыбкой?...

Мы не знали, что из нашей задумки получится, и в одно из январских воскресений показали спектакль на английском языке. После чего давали представления еще пять недель! И как у русского зрителя, так и у американского успех был такой, что пришлось возобновить показ. Любительское видео, снятое мамой, сохранило радостную реакцию зрителей на спектакль. Многие сцены вызывают разную реакцию у русскоговорящих и американских зрителей. Последняя сцена, где мой герой начинает танцевать под знаменитую «I will survive» («Я выживу, я буду жить»), вызывает дружные аплодисменты. Но американцы долго хохочут и хлопают, а другая часть зала смеется, едва сдерживая слезы...

— Вы за время нашего разговора несколько раз вспомнили маму, но ни разу жену. Что с ней? Она стала неприступной голливудской звездой?

— Наш брак продержался недолго. Кая бросила актерство, разочаровалась в этом, и мы расстались. Я даже потерял ее след, но как-то, увидев меня в фильме по ТВ, она позвонила и поздравила. Для нее это было потрясением — не ожидала, что мне удастся пробиться на американский экран. Вообще-то, к сожалению, жизнь у нее не сложилась. Актерская профессия (в Голливуде особенно) требует много жертв и большого упорства. А она по природе своей человек, который не может себя преодолеть...