UA / RU
Поддержать ZN.ua

Наша песня хороша... даже на Востоке

Что греха таить — любим мы следить за перипетиями певческих состязаний. Конкурсы «Евровидения» и Юрмалы вызывают ажиотаж не меньше, чем трансляции олимпиад или футбольных чемпионатов...

Автор: Алина Бажал
Анри Джохадзе

Что греха таить — любим мы следить за перипетиями певческих состязаний. Конкурсы «Евровидения» и Юрмалы вызывают ажиотаж не меньше, чем трансляции олимпиад или футбольных чемпионатов. Однако украинский фанат вряд ли закричит «Реал» — чемпион!», если на поле мелькают бело-голубые футболки динамовцев. А вот с артистами немного по-другому. Если конкурсант нравится, публике уже не так важно, откуда он приехал. Особенно, если гость из-за рубежа проникновенно исполняет песню на твоем родном языке…

Может быть, в этом и заключалась магия конкурса молодых исполнителей «Ялта—Киев—Транзит-2005» в рамках Международного фестиваля «Море друзей».

В репертуаре каждого участника обязательно должна была присутствовать как минимум одна украинская песня. И вот отечественная публика плачет от избытка чувств, когда узбек воспевает «Материнську любов», едва не вскакивает с мест от зажигательной «Просто Таї» в исполнении казашки, наслаждается игрой голоса музыкального грузина, поющего «Червону руту».

Традиционно провести фестиваль на берегу Черного моря в этом году не удалось, и голосистых гостей принял столичный Дворец «Украина». Помимо представителей всех уголков нашей страны, побороться приехали конкурсанты из Армении, Беларуси, Болгарии, Грузии, Латвии, Узбекистана.

Жадра Тулегенова

Мнение профессионалов из жюри и простых слушателей практически совпало. В семерку финалистов вошли исполнители с яркими голосами и сильной харизмой. Но как именно распределятся призовые места? Интрига не ослабевала до последнего момента. В конце концов дипломантами конкурса стали Владимир Квасница из Донецка и Марьяна Соболь из Ялты, третью премию (1500 долл.) разделили между собой Жадра Тулегенова из Узбекистана и Эмилия Валенти из Болгарии, на втором месте (3 тыс. долл.) — Наталья Шкурко из г. Красный Луч и Шерзод Давронов из Узбекистана. Первое место (5 тыс. долл.) занял Анри Джохадзе, в родной Грузии признанный лучшим певцом 2005 года.

На конкурсах, организованных Николаем Мозговым, постоянно видишь знакомые лица. Как хиромант читает линии ладони, так и мы по малейшему колебанию голоса, жесту, выражению глаз угадываем, какие перемены произошли в творческой жизни полюбившегося еще с прошлого состязания артиста.

Фантазерка Наталья Шкурко в июле этого года заняла первое место на Международном конкурсе им. В.Ивасюка в Черновцах (еще одно детище Мозгового). За недолгое время, остающееся до нового состязания, девушка со своим педагогом Натальей Алимовой не только разучила четыре новых вещи, но и тщательно продумала свой образ для каждого номера. В результате выступления Наташи превратились в настоящие мини-спектакли с переменой костюмов, настроений и стилей. Но главное все же — оригинальная манера исполнения.

— Наталья Шкурко меня поразила, — признался член жюри, народный артист Украины Иво Бобул. — Ворвалась на сцену как тайфун и сразу ушла вперед. Как бегун на стометровке: если в первые секунды он вырвется вперед, догнать потом очень тяжело.

Жаль, что очень самобытной и интересной певице Марьяне Соболь, дипломантке прошлогоднего конкурса Ивасюка, достался только диплом. Возможно, во всем виновата ангина, которая подстерегла девушку в туманном Киеве. Но Марьяна трудностей не боится, и зрители это оценили. Запечатлелись в памяти и образ зажигательной испанки, и потрясающая обработка известной песни «Ой, летіли дикі гуси», и завораживающий вокал певицы, как будто рожденной для джаза, уютных камерных клубов и самой изысканной публики. Однако девушка постоянно экспериментирует. В ее репертуаре — эстрадная, народная музыка, классика, джаз. Вместе с группой друзей-музыкантов Марьяна выступает в Ялте и других городах Украины. Возможно, не за горами первый альбом, в который войдут и песни, написанные специально для нее.

— Петь я начала еще в детсаду. Во мне как будто всегда звучала музыка, — рассказала певица. — У меня музыкальная семья, папа окончил консерваторию. Именно он дал мне ориентиры, научил слушать сложную музыку, которая развивает вкус. Родители поддерживают все мои планы. Правда, когда я особенно переживаю, мама советует поберечь нервы, не ездить на конкурсы. Но я без этого не могу…

А вот Жадре Тулегеновой с родительской поддержкой повезло гораздо меньше. Они категорически против того, чтобы девушка профессионально училась пению. Таковы уж законы Востока: необразованная жена ценится гораздо выше.

В прошлом году Жадра приехала на конкурс Ивасюка, понимая, что он может оказаться для нее последним. Мать поставила условиея: если не вернется с победой — пойдет замуж за нелюбимого. Тот уж и калым заплатил. Диплом на конкурсе, поддержка украинских друзей придали Жадре смелости, и она решительно отказала сватам. Весь этот год работала солисткой дома культуры «Современник» в родном Учкудуке.

Семья Жадры небогата, но спонсоры дома культуры, желая помочь талантливой девушке, не раз предлагали за свой счет отправить ее на обучение в Ташкент или даже Москву. Однако родители упорно не желали слушать никакие доводы. А Жадре не хватило смелости перечить…

Теперь семья переезжает в Казахстан, на родину предков. Жадра последует за родителями — в никуда. В казахском музыкальном мире у девушки нет ни связей, ни знакомых. Сестра уже нашла для нее работу… в хлебобулочном цеху. Грустно, если так и закончится музыкальная карьера яркой звездочки...

Узбеку Шерзоду Давронову повезло больше. Его дела явно идут в гору, вокальный и артистический дар развиваются, спонсоры щедры, так что широкая известность, видимо, уже не за горами. В прошлом году получил премию президента Узбекистана, третье место на конкурсе Ивасюка и диплом на «Ялте-2004». В этом году вместе со своей группой дал десять концертов в родной стране, гастролировал в Пакистане, Беларуси. Весной будущего года планирует посетить Украину, готовится покорять Италию. При поддержке неизменного спонсора — Навоийского горно-металлургического комбината — Шерзод записал свой первый диск... А ведь еще несколько лет назад он зарабатывал на жизнь пением на свадьбах. Пока в 2000 году не попал в поле зрения своего будущего продюсера, директора Центра культуры «Фархад» Николая Сысоева…

А вот Владимир Квасница, смело заявивший о себе первой премией на прошлогоднем конкурсе Ивасюка, на «Море друзей» не показал практически ничего нового. Не считая песни, сочиненной братом Юрием, которую Володя посвятил своей новорожденной дочке.

Появились на конкурсе и новые ранее неизвестные лица. Как, например, Эмилия Валенти из болгарского города Плевны — девушка с лукавым взглядом и улыбкой Моны Лизы. Ее голос может быть и нежным, и сильным, как и она сама — недаром эта хрупкая и грациозная девушка солирует в ансамбле Болгарской армии.

Но самое главное открытие, конечно же, победитель — 25-летний Анри Джохадзе из Тбилиси. Его невозможно было не заметить еще с первого дня конкурса. Как признаются новоявленные украинские поклонники, внешностью Анри напоминает им Адриано Челентано и Пола Маккартни, а пластикой — Интарса Бусулиса, победителя последней «Новой волны». По словам певца, специально пластику ему никто не ставил: это идет само собой, от сердца, от музыки. Он поет с четырех лет. Повзрослев, начал участвовать в конкурсах. Интересно, что самый первый международный конкурс, на котором 17-летний Анри Джохадзе занял третье место, — «На хвилях Світязя» в Луцке. Так что с Украиной связано воспоминание о неплохом старте.

В каждом номере Анри была своя фишка. Например, необычная обработка «Червоної рути» уже в первом туре позволила показать в первом куплете голос, а во втором — артистизм и сценичность, вполне по канонам строгого Иво Бобула. Песню Feelings во втором туре певец исполнил… с завязанными глазами. Для полноты, так сказать, «Ощущений». Но особенно запомнилось всем оригинальное произведение под названием «Юмореска». Это пьеса без слов, голос в ней гармонично переплетается с партиями инструментов. Как рассказал Анри, изначально пьеса действительно была инструментальной. Мама-композитор, еще будучи студенткой, написала ее для оркестра. Позже, когда вырос сын и начал подбирать себе репертуар, предложила переделать вещь для голоса. Получилось здорово.

…Проигрыш — не повод для отчаяния, но каждому из не преодолевших барьер первого и второго туров есть над чем поработать. Кому-то не хватило изюминки. Кто-то плохо продумал свой сценический образ. А кто-то, наоборот, пытался отвлечь внимание зрителя оригинальничанием, пестрыми костюмами, подтанцовкой, забывая о том, что петь надо, петь… Не все фонограммы конкурсантов удачно «обрамляли» голос, а иногда просто заглушали певца, да и бэк-вокала звучало многовато (хорошо за ним «прятаться», вот только судьи не оценят). Кого-то подвела неуверенность в себе, а кого-то — самовлюбленность.

P.S. И вот еще какой вопрос возникает, когда выходишь из Дворца «Украина», и промозглый ноябрьский вечер слегка остужает твою затуманенную эйфорией голову. Если бы каждый из победителей раскрутился, сделал карьеру артиста — на чьи концерты захотелось бы ходить? Кто из них способен в будущем собирать залы, на протяжении полутора-двух часов удерживать внимание зрителей, быть разным, интересным, будоражащим? Чьи сольные диски будут охотно покупать, слушать снова и снова? А чей удел — вечная «сборная солянка», одна-две записи в жанровых альбомах и вялый интерес зрителя, просыпающийся только там, где начинается зрелищное состязание?

От многого это зависит. От природного дара и умения трудиться. От благосклонности поэтов и композиторов, которые решатся написать для молодого неизвестного хитовую песню. От широты душевной и карманной — дяди-спонсора. От моды, Бога и погоды на Марсе. Ну, и от нашего с вами вкуса, друзья.