UA / RU
Поддержать ZN.ua

НАШ СОСЕД КИТАЙ

Мои первые, почти младенческие воспоминания связаны с Китаем. Точнее, с китайским термосом, который стоял на тумбочке возле больничной кровати, — мама приносила в нем горячий куриный бульон...

Автор: Олег Смаль
Процесс создания сучжоусской вышивки

Мои первые, почти младенческие воспоминания связаны с Китаем. Точнее, с китайским термосом, который стоял на тумбочке возле больничной кровати, — мама приносила в нем горячий куриный бульон. Часами я разглядывал этот сосуд, украшенный розовыми пионами и белобокими сороками... В короткий период официальной советско-китайской дружбы большинство наших соотечественников обязательно старались приобрести качественные и красивые вещи, маркированные «сделано в КНР». Потом политики все испортили. Вмиг исчезли из наших вузов напористые китайские студенты, художники утратили многоквадратнометровые худфондовские заказы на полотна, воспевавшие вечное братство двух народов, строителей коммунизма. Даже профессор Ван Эхо, персонаж фантастического романа Владимира Владко «Аргонавты Вселенной», в переиздании 1970 года, сохранив «узкие глаза» и «угловатые черты тонкого умного лица», утратил свое китайское гражданство. Хорошо, что система образования на моем родном архитектурном факультете всегда оставалась разумно аполитической, поэтому запретов на изучение художественного достояния Китая не было, а преподаватели категорически рекомендовали использовать в учебных работах-отмывках лишь китайскую тушь. Мы покупали у вьетнамских студентов контрабандные бруски China ink, украшенные загадочными иероглифами. Удивительно, но, как выяснилось, такой необходимый для труда зодчего черный цвет различных марок на бумаге получал самые разнообразные оттенки — от холодного синего до теплого коричневого. Впрочем, для изображения деревянной архитектуры можно было набирать на кисть (желательно китайскую) крепкий раствор чая, тоже гостя с Востока...

Период неразумного изоляционизма завершился. Немало граждан Украины — большинство с коммерческой целью, меньшинство — с исключительно эстетическими устремлениями — проложили тысячекилометровую торгово-туристическую тропинку в Китай. А граждане КНР — возможно, небеспроблемно, но без агрессии и мессианства, — становятся неотъемлемой частью нашего общества: они вместе с нашими искателями места под солнцем мерзнут или задыхаются в торговых палатках, зарабатывая нелегкую трудовую копейку. Вполне возможно, вслед за успешным развитием ресторанов и кафе, украшенных драконами и стилизованными под иероглифы украинскими названиями, в больших городах нашей страны начнут формироваться «чайна тауны», жильцы которых будут считать Днепр самой лучшей рекой в мире, а украинский паспорт — надежной гарантией защиты своих прав гражданина Украины. Естественно, наш земляк уже распространяет на кухнях теории об угрозе с Востока (у обывателя всегда есть полный комплект врагов — западных, южных, северных или внутренних). Логика этих идей проста и опасна как раз вроде бы математической правильностью: каждые пять лет население Китая увеличивается примерно на число, эквивалентное количеству жителей Украины. Вывод: большее поглощает меньшее, сильное угнетает слабое.

Но как бы ни впечатлял воображение, казалось бы, человеческий потенциал Китая и амбициозный экономический рост этого государства, единственное, что, на мой взгляд, должно тревожить окружающий мир, — это собственное невежество: восприятие Китая как хаотического человеческого муравейника. И это прерогатива не только травмированного мировоззрения экс-тоталитарных обществ. Бывшие колониальные империи — нынче западные демократии, тоже недалеко отошли от полуфантастического образа Поднебесного царства как смеси гиперболизированных описаний Марка Поло и свифтовского королевства Лаггнегг, существующего где-то рядом с Японией. Во вполне просвещенном ХІХ ст. Ганс Христиан Андерсен сказку «Соловей» начал словами: «В Китае все жители — китайцы и сам император — китаец». В одной фразе две ошибки — к тому времени в Китае уже свыше двухсот лет правили иностранцы — представители маньчжурской династии Цин — и жили представители свыше 100 этнических групп.

Пожалуй, наиболее трагично и удачно описал циничное отношение «цивилизованного» Запада к китайцам Джек Лондон в рассказе «А-чо», в основе которого — ошибка французской колониальной администрации, казнящей наемного работника А-чо, перепутав его с
А-чоу, на самом деле совершившим преступление. Какая, дескать, разница. А-чо — А-чоу — все они, китайцы, на одно лицо.

А если провести сейчас на улицах Киева опрос на тему, что вы знаете о Китае, его истории, культуре, религии, традиции... Что будет в ответах? Мао Цзедун, возможно, Конфуций, порох, компас, фарфор, бумага, Великая Китайская стена, кунг-фу, палочки для риса, иероглифы, которых чрезвычайно много... Очень хочется ошибиться и узнать, что опрос проявит намного большую заинтересованность и понимание планеты Китай... И почему это вдруг от задерганных ежедневными хлопотами соотечественников нужно требовать знаний, которых и университетский диплом не гарантирует? Конечно, никто не может охватить умом всю мозаику жизни этой страны, на это, пожалуй, не способны и сами ее граждане. Но ничто так не прокладывает мостки между людьми и народами, как знание чужой культуры. Пусть это будет совсем крошечка — имя художника, строка из поэзии, название исторического памятника.

Хотя фестивали китайского искусства проходят в нашей стране не так и часто, предыдущие встречи с их участниками убеждали: самое высокое эстетичное и эмоциональное качество гарантировано. Думаю, что ни одна поп-звезда не способна так удержать внимание слушателя и зрителя, как участники концерта народного творчества различных провинций Китая, которым в Национальной опере открылись Дни культуры Китая в Украине. Феерия. Музыка, ритм, песня, цвет — все компоненты максимально насыщены, но талантливо уравновешены. В названиях песен, танцев, как и в украинском фольклоре, — звезды, луна, вода, кукушка.

Выставка Сучжоуской вышивки Китая всех посетителей ввергает в эмоциональный шок. Двухтысячелетняя история этого уникального искусства доказывает, что человек способен достичь творческих вершин, которым позавидовали бы боги. Все созданное поражает чрезвычайной утонченностью, гармоничностью цветов. Собственно говоря, это уже не вышивка в обычном, традиционном понимании этого слова, — это живопись тонкими, почти эфемерными шелковыми нитями. Что это не голограммы, подтверждается лишь тем, что в зале работает мастерица, которая на глазах у посетителей создает новый шедевр. Невероятные труд и талант вложены и в воспроизведение традиционных китайских мотивов, и в копии мясляных полотен И.Левитана или А.Мухи. Какие бы ежедневные хлопоты ни надоедали вам — забудьте о них и непременно посетите эту выставку. Она будет экспонироваться до седьмого июня включительно в Большом выставочном зале Союза художников Украины. Один из высокопоставленных чиновников, открывая Дни культуры Китая в Украине, оговорился и сказал о добрососедских отношениях с этой страной. Но, пожалуй, это вполне корректная ошибка. Общение с китайской культурой стирает тысячи километров, которые разделяют наши страны.