UA / RU
Поддержать ZN.ua

«НАШ ДУХОВНЫЙ ГИМН» 18 АВГУСТА ИСПОЛНЯЕТСЯ 165 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АЛЕКСАНДРА КОНИССКОГО

«При необходимости он умел быть и новеллистом, и повествователем, и драматиком, и поэтом, и публицистом, и сатириком, и историком литературы, и критиком, и популяризатором нужных сведений», — писал о нем Иван Франко...

Автор: Анатолий Туркеня

«При необходимости он умел быть и новеллистом, и повествователем, и драматиком, и поэтом, и публицистом, и сатириком, и историком литературы, и критиком, и популяризатором нужных сведений», — писал о нем Иван Франко.

Об Александре Конисском — наш разговор с заведующим музеем редкостной книги фундаментальной библиотеки Нежинского государственного педагогического университета, кандидатом исторических наук Иваном КОСТЕНКО.

— Иван Петрович, в пятом томе Украинской советской энциклопедии на странице 255 написано: «Конисский Александр Яковлевич (І8.VІІІ.1836, село Переходовка Нежинского района Черниговской области — 12.ХІІ.1900, Киев) — украинский писатель, педагог, общественный деятель либерально-буржуазного направления». Как говорится, здесь суть: «деятель либерально-буржуазного направления».

— Александр Конисский имел натуру энергичную, деятельную, многогранную. Глубокое влияние оказала на писателя атмосфера старого Нежина, который считался городом интеллигенции. Это прослеживается и в его ранних рассказах «Пропащие люди» и «Перед миром». В первом из них ощущается элемент автобиографичности. В последние годы жизни Александр Конисский нежно вспоминал город своей юности: «Нежин — город небольшой. В то время он был очагом просвещения ради Черниговщины и для севера Полтавщины. Тут красовался тогда Безбородьков лицей (основанный графом Безбородько в 1820 г., ныне педуниверситет. — Авт.). Хотя рука царя Николая I поражала лицей, но все-таки он притягивал к себе левобережную молодежь и придавал Нежину вес. К тому же за Нежином было славное прошлое историческое, особенно торгашеское, поэтому среди людности было вдоволь людей с достатками». Как раз в Нежине юный Александр впервые услышал о Тарасе Шевченко, который в 1846 году посетил город и был с триумфом встречен студенчеством.

Вместе со своими соратниками Конисский организовывал воскресные и вечерние школы, создал общественную библиотеку, написал пособия начальной грамоты. Но культурно-общественная деятельность А.Конисского проходила под зорким оком властей. Обвиняемый в распространении «малороссийской пропаганды», он в 1863 году без следствия и суда был сослан в Вологду. Его роман «Не дари золотом и не бей молотом» в 1871 году во время очередного обыска конфисковала и уничтожила полиция.

В 1897 году Александр Конисский сынициировал создание Всеукраинской общей организации, общественно-политического союза, который должен был объединить все круги национально-сознательных украинцев. Для нужд организации он основал в Киеве издательство «Вік», которое, просуществовав 15 лет, опубликовало свыше 100 книг на украинском языке.

Последние 10 лет жизни Александр Яковлевич работал над фундаментальной биографией Кобзаря. Он собрал и обработал весь доступный архивный материал, объехал все шевченковские места в Украине, опросил сотни людей... Результатом напряженной работы стала двухтомная биографическая хроника «Тарас Шевченко-Грушивский», которая была напечатана в І898–І90І годах. Это капитальное исследование жизни Великого Кобзаря, непревзойденное и поныне. Иван Франко назвал эту работу «очень хорошей и нужной, самой совершенной из всех, которые были посвящены жизни Великого Кобзаря».

— В вашем музее редкостной книги очень интересно рассказывается о родоводе Конисских. Неординарная династия...

— Этому родоводу свыше 400 лет. В нем были и славные казаки, и юристы, и государственные мужи. Например, Георгий Конисский, родившийся в 1717 году в Нежине, — украинский писатель, церковный и культурный деятель, белорусский архиепископ...

— И напоследок, Иван Петрович, хотел бы попросить вас спеть Гимн-хорал, написанный Александром Конисским, — «Молитву за Украину».

— (Улыбаясь):

Боже, великий, єдиний,

Нам Україну храни,

Волі і світу промінням

Ти її осіни.

Однажды во время посещения мемориального дома-музея Миколы Лысенко в Киеве по улице Саксаганского, 95 его заведующая Роксана Скорульская показала мне первые ноты и текст «Молитвы за Украину». Это — наш духовный Гимн. Причем госпожа Роксана поведала интересную историю написания этого произведения. Микола Лысенко и Александр Конисский жили в Киеве по соседству. Вместе они совершили пеший поход в Канев — это сто километров только в одну сторону! Собрали там несметное количество устного народного творчества. И вот, под впечатлением увиденного и услышанного, Конисский, по возвращении домой, в Киев, написал это торжественное произведение-хорал. На музыку его положил Микола Лысенко.

Эта песня долго молчала на той земле, где родилась, поскольку в советское время считалась крамольной, националистической. Будучи запрещенной в Украине, она нашла путь к сердцам украинцев Канады, США, Франции, Австралии и других стран. С провозглашением Независимости нашей Державы «Молитва за Украину» возвратилась на Родину.