UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Нас собрала Мельпомена…»

В седьмой раз в переполненном зрительном зале Херсонского музыкально-драматического театра им. М....

Автор: Алла Подлужная

В седьмой раз в переполненном зрительном зале Херсонского музыкально-драматического театра им. М.Кулиша прозвучали строки театрального гимна — «Нас собрала Мельпомена, зритель ждет…» Международный театральный фестиваль «Мельпомена Таврии» начался.

Церемонии открытия в театре предшествовало грандиозное карнавальное шествие по центральным улицам Херсона. Пестрые и шумные колонны артистов, облаченных в костюмы разнообразных сценических персонажей, возглавила богиня Мельпомена, прописанная в Таврии. Величественный бронзовый князь Потемкин Таврический, тоже навечно прописанный в этих краях, взирал с постамента на своего актерского двойника. И за его невозмутимостью скрывалось удивление от причуд потомков…

Заявленная изначально на фестивале «Мельпомена Таврии» жанровая направленность — смотр музыкальных премьер, с годами несколько видоизменилась. Его организаторы (директор фестиваля —Александр Книга), по-прежнему поддерживаемые местными властями, Министерством культуры и туризма, НСТД Украины, в дальнейшем решили не ограничивать себя узкими рамками. Ведь какое сценическое произведение создается без такого важного компонента, как музыкальное оформление? Да и существующие театры в большинстве своем музыкально-драматические, участником «Мельпомены Таврии» может стать любой спектакль, способный поддержать идею фестиваля — подарить родному городу праздник театрального искусства.

Жители Херсона, без сомнения, свой праздник получили. Кстати, хочется отметить их исключительную доброжелательность. Профессионалы же, привлеченные для работы в жюри, имели возможность лишний раз убедиться в том, что ставящаяся ими под сомнение эстетическая ценность некоторых спектаклей совершенно не бралась в расчет зрителями. В зале неизменно бушевал шквал аплодисментов.

Конечно, непросто делать какие-то серьезные обобщения, ориентируясь на фестивальные спектакли, но определенные тенденции развития проследить возможно. Основную я бы определила как повальное заигрывание театров со зрителем, поиск его расположения любыми путями.

Самыми востребованными для украинских театров (о, украинские драматурги — плачьте!) оказались советские комедиографы В.Константинов и Б.Рацер. Трагикомедию «Диоген» этих авторов показал Народный театр «Студи-Арт» ХГУ. Их же либретто стало основой для спектакля «Ханума» А.Цагарели Нежинского украинского драмтеатра им.М.Коцюбинского. А вот в Луганском музыкально-драматическом театре пьеса этих авторов превратилась в героическую музыкальную комедию «Нам всем одна досталась роль…» Сложно объяснить, почему такая драматургия интересует сегодняшние театры. Благородное посвящение спектакля актерам, работавшим в составе фронтовых концертных бригад в Великую Отечественную, луганчане превратили в жизнерадостную музыкальную агитку. Подобный взгляд на эти события возможен был разве что в послевоенные годы, когда наши бабушки и дедушки с замиранием сердца смотрели фильмы типа «В 6 часов вечера после войны». Играть так же, через 60 лет после Победы, после всей той правды, которая стала известна о войне, по крайней мере, наивно. По большому счету, преступно, если речь идет о формировании художественного вкуса зрителя. Тем более обидно, говоря о спектаклях и луганского, и нежинского театров, потому что в них задействованы прекрасные актерские силы, способные выполнить серьезные творческие задачи.

Примером того, как можно на высоком художественном профессиональном уровне воплотить сегодня тему войны, был спектакль «Реквием» А.Бельского Криворожского театра музыкально-пластического искусства «Академия движения». Пластическая баллада мощно вырастает в притчу о войне. Все выражено в концентрированных, насыщенных комбинациях движения (автор, сценограф, режиссер — А.Бельский). Пластика мысли объемно «лепит» визуальные ассоциации. «Колышутся» стебли травы — трепетные руки актеров, чередование героев в просветах оформления создает иллюзию стремительного бега, движения, мелькания поезда. Струятся белым шелком платья невест, обвисают белым саваном одежды вдов. Режиссер убедительно доказывает, что язык пластики порой бывает пронзительнее и совершеннее слова, сильнее и эмоциональнее может задеть простое движение рук, поворот головы, страстный диалог тел.

Николаевский украинский театр драмы и музкомедии предоставил спектакль «Грани» (хореография и постановка А.Бедычева). В двух хореографических новеллах «Модель N+1», «Двое на побережье» существуют законченные сюжетные линии, реальные и символичные одновременно. Конечно же, это Он и Она, идеальная красота, идеальная любовь, но и неизбежность разрушения гармонии. Тема Творца проявляется явственно и многогранно. Он один против всего мира. Балетная труппа театра, а это первый масштабный хореографический эксперимент, продемонстрировала возможность воплощения сценической мысли средствами хореографии, способность к освоению современного хореографического языка.

Самым зрелищным моментом фестивальной программы стал спектакль «Легенда о скрипке» киевского цыганского муздрамтеатра «Романс». И.Крикунов (исполнитель главной роли, постановщик и автор) в образе великого Паганини поднимает все ту же животрепещущую тему Творца. Звучит зажигательная цыганская песня, плачет скрипка Паганини. Свет музыки цыганского народа оказался сродни музыке Паганини именно благодаря скрипке. А херсонцы были покорены искусством первого и единственного в Украине профессионального цыганского театра.

К образу Эдит Пиаф актрисы обращаются охотно. Ее притягивающая личность манит возможностью прикоснуться с магии удивительного голоса, примерить на себя судьбу, прожить бурную жизнь парижского «воробышка». В фестивальной программе было два таких спектакля. Хозяева —Херсонский муздрамтеатр им.М.Кулиша показали «Мир песен Эдит Пиаф» (режиссер Л.Калюжная), кишиневский театр-студия «С улицы Роз» — спектакль «Падам, падам…»
И.Гриншпуна. В спектакле херсонского театра, решенном как музыкально-литературная композиция, состоящая из песен, соединенных моментами биографии, главной становится героиня — Р.Рублева. Зрителю предлагают не судьбу певицы, а ее преломление в творчестве современной актрисы.

Кишиневский спектакль — это драматическое действо, своего рода моноспектакль, на сцене звучит голос только одной актрисы — О.Софриковой, не поющей, а рассказывающей. Поет Эдит Пиаф… И все же это не моноспектакль, в нем много действующих лиц, бессловесных, но выразительных. Пиаф—Софрикова по замыслу режиссера Ю.Хармелина в своей памяти возвращается ко всем действующим лицам собственной жизни. Они ничего не могут сказать, они призраки прошлого, к ним можно разве что прикоснуться в своем воображении. Один светлый пиджак, надеваемый по очереди всеми ее любимыми мужчинами — ожившими призраками. Он как бы уравнивает их, таких разных, ее любовью. Они уходят, один за другим, остаются память и боль… Актриса играет страстно и отчаянно, откровенно и бесшабашно и в соответствии с тем, о чем она рассказывает и как это изображает, рождается правда этой личности, такой противоречивой и такой обаятельной.

Директор «Мельпомены Таврии», он же генеральный директор херсонского театра, Александр Книга получил диплом «За вклад в развитие фестивального движения в Украине». На театральной карте Украины этот фестиваль как живой организм, выполняющий поставленную задачу — быть праздником для зрителей, творческой лабораторией для актеров.