UA / RU
Поддержать ZN.ua

«НАРОДНЫЕ ПЕСНИ» ВЛАДИСЛАВА ЗАРЕМБЫ

В небольшом подольском городке Дунаевцах прошлым летом стало одним памятником больше. На площади перед Домом творчества школьников торжественно открыт бюст композитора Владислава Зарембы...

Автор: Светлана Кабачинская

В небольшом подольском городке Дунаевцах прошлым летом стало одним памятником больше. На площади перед Домом творчества школьников торжественно открыт бюст композитора Владислава Зарембы. Музыканта, чье творчество любимо всем народом, а имя известно разве что небольшому кругу специалистов. Ну и, бесспорно, знают о нем земляки: 12 лет назад в Дунаевцах была открыта мемориальная доска, именем Зарембы названа одна из улиц, а в нынешний трудный час, когда вроде бы не до излишеств в виде памятников, бюст все же сооружен, и это говорит о многом.

И все же лучший памятник Владиславу Ивановичу Зарембе, родившемуся 15 июня 1833 года в местечке Дунаевцах Каменец-Подольской губернии, — его песни. Ибо стоит назвать самую, пожалуй, знаменитую, написанную на стихотворение М.Петренко «Недоля» — «Дивлюсь я на небо» — и уже не возникает вопросов, что же это за композитор, а возникает огромный интерес к жизни и творчеству человека, чьи песни пережили десятилетия, бережно хранимые и трепетно любимые народом, а имя их автора чуть не затерялось в круговороте эпох и событий.

Когда Владиславу исполнилось 13 лет, его родители переехали в соседний Каменец- Подольский. Ценители музыки, они стремились дать сыну музыкальное образование. И преуспели в этом. В 22 года Владислав — органист в местном костеле, уважаемый преподаватель игры на фортепиано. Но — белые пятна в биографии мешают уточнить, из-за чего, — за ним установлен полицейский надзор, и молодой Заремба переезжает сначала в Житомир, а затем его, уже довольно известного музыканта и педагога, приглашают на преподавательскую работу в Киев. До конца своей жизни — до 24 октября 1902 года — он жил и творил в этом городе, привнеся в его музыкальную атмосферу лирико-эпическое раздолье народной песни.

Сегодня кажется даже странным, что в таком удивительно музыкальном крае, каким всегда была Украина, в прошлом веке практически не развивались такие музыкальные формы и жанры, как опера, симфония. Но, очевидно, кроме природного дарования необходимы и социальные условия. Увы, их не было, и творческие усилия даже таких талантливых самородков, как Владислав Заремба, направлялись в основном на создание сольной песни. Тем более что в то время был очень популярен романс как камерный вокальный жанр. Кроме того, творчество не давало средств к существованию ни одному украинскому композитору прошлого века: на жизнь они вынуждены были зарабатывать преподавательской деятельностью в учебных заведениях, частными уроками, и потому создание собственных музыкальных произведений для них было скорее увлечением, чем профессией. А любое увлечение ограничено нехваткой времени и, естественно, денег. Не избежал этой участи и Владислав Заремба. Но кто знает, может, это и к лучшему: стесненность во времени и средствах, не дающая возможности создавать объемные музыкальные полотна, «обрекала» композитора только на песни, которые становились шедеврами.

«Віють вітри», «Козак виїжджає, дівчинонька плаче», «Ой місяцю, місяченьку, не світи нікому» — сколько поколений украинцев пели эти чудесные песни, даже не задумываясь, кто их написал, считая и слова, и музыку народными. Да и кто, кроме знатоков литературы, знает, что пронзительная поэзия песни «Повій, вітре, на Вкраїну» принадлежит С.Руданскому, «Ні, мамо, не можна нелюба любити» — Е.Гребинке, «Де ти бродиш, моя доле» — С.Писаревскому, а «пустил в народ» эти стихотворные перлы, ограничив их такой же великолепной музыкой, В.Заремба?

Не мог уйти композитор и от необычайно мелодичной поэзии великого Тараса Шевченко. Свыше 30 стихотворений Кобзаря вдохновили музу Владислава Ивановича: «Якби мені, мамо, намисто», «Утоптала стежечку», «Якби мені черевики» и многие другие.

Владислав Заремба оставил заметный след и в польской музыкальной культуре. Под его редакцией вышли два песенных сборника на польском языке. И сын Владислава Ивановича, Сигизмунд, был хорошим виолончелистом и дирижером, способным композитором.

Вот какой удивительно талантливый человек через более чем полтора века после своего рождения удостоился памятника на своей малой родине.

Но рискну предположить, ничуть не умаляя заслуг Владислава Зарембы перед украинской культурой и родным народом, что память о нем в родных Дунаевцах, да и не только в них, — это ничуть не меньшая заслуга другого человека, нашего современника, живущего в этом небольшом городке. И свою сознательную жизнь посвятившего исследованию истории родного края. Он ищет ее по крупицам, по обрывкам чьих-то давно ушедших жизней, восстанавливая картину жизни подолян, их традиции, их быт, нравы, культуру. Мало того, по роду своей деятельности связанный с воспитанием подрастающего поколения, он буквально насаждает в школах и даже детсадах национальную атмосферу, и она проявляется не только в светлицах в каждой школе и в музеях народного быта, но в неожиданно глубоких знаниях учениками истории, языка, литературы, культуры родного народа.

Зовут этого человека Виктор Степанович Прокопчук. Его знает весь район как заведующего районным отделом народного образования, как истинного просветителя. Такое служение родному краю находит последователей. Один из лучших певцов Хмельнитчины, заслуженный артист Украины, профессор Винницкого пединститута, лауреат всеукраинского и дипломант международного конкурсов Александр Полянский подготовил лекцию-концерт по произведениям выдающегося земляка Владислава Зарембы. Певец тоже родом из Дунаевецкого района, и это придает ему вдохновение при исполнении чудесных произведений. Этой программе всегда сопутствует успех.