Третий общинный фестиваль еврейской книги «ОФЕК-2000» «Народ Книги в мире книг» приоткрыл завесу над современной израильской литературой, которая русско- и украиноязычному читателю известна в лучшем случае по переводам из толстых журналов, вроде «Иностранной литературы» или «Всесвіту», а в худшем — по гипотетическому предположению, что народ Книги не может безмолвствовать, а тем более на исторической родине. В еврейском общинном центре «Подсолнух» были представлены произведения современных израильских писателей, таких, как Натан Шахам, автор нашумевшего романа «Квартет Розендорфа», признанного в свое время лучшей книгой года, или А.Иехошуа — прозаик, эссеист и драматург, необыкновенно популярный сейчас в Израиле, а также последние опусы уехавших в Израиль русскоязычных классиков и романы на еврейскую тему оставшихся в пределах распавшегося СССР писателей-евреев. Игорь Губерман, Юлий Ким, Дина Рубина, Ефрем Баух — все эти небезызвестные нам имена фигурировали на выставке, правда, в непривычном для нас качестве — как представители и глашатаи долгожданного еврейского возрождения.
Организаторы книжной выставки «ОФЕКа» единодушно признали, что украинский читатель не только пребывает в неведении относительно новейшей еврейской литературы, но и имеет смутное представление о том, что было написано на иврите за последнее столетие. Эти лакуны и призван был заполнить фестиваль, который стал для читающей публики своего рода приглашением к чтению представленных на выставке авторов. Конечно, по окончании фестиваля и выставка прекратит свою работу, но остается библиотека Общинного центра «Подсолнух», в фонды которой перейдут представленные на выставке книги, причем не только проза и поэзия, но и роскошные иллюстрированные альбомы по еврейскому искусству, искусствоведческие труды по иудаике, книги, посвященные четырем тысячелетиям еврейской истории, современная израильская русскоязычная периодика, а также научные труды по иудаике из фондов Международного Соломонова университета.
Современные израильские романы-бестселлеры, представленные на «ОФЕКе», и прежде всего «Квартет Розендорфа» Натана Шахама, были своеобразной иллюстрацией того, что народ Книги предпочитает писать романы о народе Скрипки, а еврейских писателей больше всего заботят судьбы еврейских музыкантов, так что в этом отношении лики национального Януса повернуты не в разные стороны, а друг к другу. Афоризм из «Квартета Розендорфа» о том, что «Музыка — это каторга, которая освобождает», можно назвать лейтмотивом романов о музыкантах — как русскоязычных, так и написанных на иврите. В этом Леонид Гиршович, автор «Обмененных голов» — романа о вымышленном немецком композиторе Готлибе Кунце и его друге-враге еврейском скрипаче Иосифе Готлибе, согласен с Натаном Шахамом — автором романа о музыкальном квартете, почти в полном составе сбежавшем из нацистской Германии.
Знаковой фигурой нынешнего «ОФЕКа» стал Семен Акимович Ан-ский (он же — Шломо- Зайнвиль Аронович Раппопорт) — писатель, этнограф, создатель еврейской этнографии и «Альбома еврейской художественной старины», вышедшего с предисловием Бенуа, организатор и участник многочисленных экспедиций за «еврейской стариной» по территориям «оседлости». Волынь, Галиция, Киевщина — эти маршруты экспедиций Ан-ского повторили нынешние этнографы и художники из Иерусалима, Киева и Петербурга. Их экспедиционный проект назывался «Следами экспедиции Ан- ского», и плоды его — в виде великолепных фотографий надгробий — машев — и пряничных досок были представлены в «Подсолнухе».
Выставку материалов фонда Ан-ского Национальной библиотеки имени Вернадского (правда, копий, а не оригиналов) презентовала Ирина Сергеева, она же открыла научные чтения, посвященные Ан-скому и проходившие в рамках «ОФЕКа». На чтения прибыл из города на Неве Валерий Дымшиц, представлявший в Киеве центр «Петербургская иудаика». Его доклад «Еврейский лубок и еврейская театральная традиция» стал кульминацией выставочно-научной части фестивальной программы, и «ОФЕК» благополучно вступил в литературно-театральную фазу.
Впрочем, сами литературные чтения в этот раз оказались бедной родственницей кинематографической части «ОФЕКа», открывшего 24 декабря в Доме кино кинофестиваля «Ханукия». Даже очаровавший слушателей доклад Мирона Петровского «Чуковский и Жаботинский» и выступления Гелия Аронова и Григория Фальковича не спасли ситуацию — все так торопились в Дом кино, что стихи слушали вполуха, а для прозы вообще не осталось времени. «Это убьет то», — сказал некогда Клод Фролло из «Собора Парижской Богоматери» об изобретении Гуттенберга — книге печатной и соборе — книге каменной, но даже в наш кинематографический век не хочется верить в то, что кино убьет книгу, а Интернет станцует на ее могиле. И не потому что руки коротки, а потому что книга неприкосновенна.
Закрыл фестиваль спектакль «Кольцо Соломона» Черниговского еврейского общинного театра «Шпигль» (автор сценария и режиссер Ирина Савицкая). Несмотря на интересный замысел, литературные достоинства сценария и эффектную сценографию, спектакль выглядел наивным и слишком уж тюзовским. На взрослого зрителя он был рассчитан мало, несмотря на трогательные и патетические сцены, вроде эпизода с Суламифью. Правда, красивые костюмы и эффектные декорации спасали дело. Некоторые из них казались ожившими иллюстрациями к «Энциклопедии костюма» или книге Бейера Рольфа «Царь Соломон». О царе Соломоне благодаря спектаклю зрители узнали достаточно, но серьезным взрослым спектаклем «Кольцо Соломона» назвать было нельзя — тюзовская упаковка мешала.
Четвертому «ОФЕКу» хотелось бы пожелать солидных литературных чтений, которые не спасовали бы перед кинофестивалем. Ведь жизнь коротка, а литература умирать не спешит, даже если кино дышит ей в затылок.