UA / RU
Поддержать ZN.ua

Нарисуй дверь в Европу

«Запад — это миф! Нет никакого цивилизованного мира. Европа — это потемкинская деревня, которую строят, чтобы морочить голову эксэсэсэровским туристам...

Автор: Олег Смаль

«Запад — это миф! Нет никакого цивилизованного мира. Европа — это потемкинская деревня, которую строят, чтобы морочить голову эксэсэсэровским туристам. Все эти опрятные дороги, здания, поля на самом деле — картонная бутафория, которую демонтируют сразу же, как только автобус с обалдевшими от обилия впечатлений путешественниками пересечет границу зазеркальной Шангенской зоны». Не гарантирую, что процитировал дословно, но по сути именно так рассказывал о своих впечатлениях от творческой поездки в Западную Европу киевский скульптор Александр Лидаговский. Конечно, художник иронизирует — ведь он прекрасно понимает, что и Лувр, и Гентский алтарь, и холсты Ван Гога вполне реально существуют уже не один век. Казалось бы, о чем беспокоиться Александру — музеи Гааги и Амстердама приобрели все привезенные им произведения, в киевской мастерской уже готова воплотиться в бронзе пластилиновая обнаженная под зонтом и на велосипеде. И будет она, скорее всего, стоять, демонстрируя свои украинские формы, над каким-нибудь амстердамским каналом. Но ощущение почти катастрофического разрыва именно в сфере культуры гнетет душу художников, да и не только их. И эта артвыбоина на пути к настоящей Европе ощущается в малом и в большом.

Возможно, это дефект моего архитектурного образования, но, к примеру, в Париже бросались в глаза творческие неудачи зодчих (весьма редкие, кстати), а в родном Киеве я искренне радуюсь талантливым произведениям наших земляков, все еще очень одиноким в море тотального безвкусия. Никоим образом не оправдываю действия вандалов-антиглобалистов, но объяснить то, что они швыряют свои протестные булыжники в витрины американских заведений быстрого питания, можно даже определенной логикой эстетизма — как правило, эти здания являются наиболее «пресной» частью архитектурного пространства европейских городов, поэтому их не очень-то жаль. Не верьте тем, кто утверждает, будто на западноевропейские выставочные территории и в музеи нашим художникам трудно пробиться из-за засилья низкопробной культуры. Энергичных бездарей, конечно, хватает и там, но качественное искусство конкурирует с общедоступным и неутомимо пропагандируемыми Микеланджело, Рембрандтом или Дали. Один из наиболее выдающихся представителей «стиля модерн» — его бельгийской ветви «ар нуво» — музыкант, художник, архитектор, литератор Анри Ван де Вельде — был убежден, что искусство должно быть совершенным. На рубеже ХІХ—ХХ веков он прилагал невероятные усилия, пропагандируя синтез искусств, возрождение прикладного искусства. Возможно, сейчас стоит особо задуматься над словами художника: «Красота обладает властью над любой деятельностью. Над низкой и высокой. Красота вбирает в свою сферу все виды деятельности, все неизвестные ранее виды продукции. Она пронизывает их, перевоплощает сама себя, с их помощью воплощается в них или одухотворяется ими — зависит от того, что имеется в виду: произведение наших рук либо нашего ума».

Апологетом и неутомимым пропагандистом синтеза искусств в Украине на рубеже ХХ—ХХІ веков является искусствовед Зоя Чегусова. Плод ее многолетнего труда — выставка «Декоративное искусство Украины конца ХХ века. — 200 имен» и толстенный чудесно изданный каталог к этой выставке — это один из выдающихся художественных проектов последнего времени в нашей стране, и выдвижение его на получение Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко было вполне заслуженным.

В 2004 году художественная акция Зои Чегусовой добралась и до мировой художественной Мекки — впечатляющий профессионализм и разнообразие творческой фантазии украинских мастеров увидел Париж, предложивший выставочные площади штаб-квартиры ЮНЕСКО. О каталоге этой выставки ходят, пожалуй, небезосновательные слухи, что якобы Кондолиза Райс, влиятельный государственный деятель США, перенесла на некоторое время встречу со своим шефом — президентом Бушем, поскольку не могла оторваться от созерцания страниц, на которых воспроизведены образцы высокого творчества украинских художников.

За несколько минувших недель мне довелось путешествовать по Украине с востока на запад, и странная зима, которая в последнее время все больше походит на хроническую осень, позволила наблюдать нашу страну без защитного эстетизирующего покрова снега. Как красива эта земля, но сколько усилий было приложено, чтобы превратить ее в почти сплошную авгиеву конюшню. Почему-то вспомнились слова великого норвежца Фритьофа Нансена, который говорил, что утешением для бедных народов является красота их земли. Он, конечно, имел в виду родную Норвегию, которая в те времена только-только отвоевала право быть независимой. Украине, конечно, необходимы революционно-эволюционные изменения — в экономике, политике. Но это ничего не даст, если не произойдет революция культурная. А к власти вместо бюрократии не придет артократия. Над палаточным городком на Крещатике в новогодне-рождественские дни был вывешен лозунг «Простите за временные неудобства — в Украине проводится евроремонт». Вполне уместное обращение к гражданам, стоит прислушаться. Утешает то, что у нас уже есть и критическая масса народа, который перестал считать свою землю всего лишь территорией для временного пребывания на этом свете.

Есть Граждане, которые уже сегодня достойны того, чтобы это звание писалось с большой буквы. Антон Штепа — его юбилейная выставка и книга «Нещасний щасливець» — один из крепчайших кирпичиков в стене украинской культуры. Искренние надежды на то, что новая власть неправедно нажитые капиталы направит в пересохшее русло потребностей искусства, художники воспринимают с иронией и скептицизмом. Как рассказал Юрий Онух, куратор проекта фотохудожника Виктора Марущенко «Донбасс — страна грез», экспонировавшегося недавно в Сан-Пауло (Бразилия), в Министерстве культуры есть люди, которые искренне желают помочь художникам, но бюрократические и финансовые лабиринты могут преодолеть лишь мастера обивать пороги, а большинство творческих личностей просто не обладают ни умением, ни стремлением к этому.

Впрочем, не все талантливые люди вынуждены превращаться в просителей. Некоторые из них удачно объединяют финансовую независимость с творческими талантами. Качественная, профессиональная и, что очень приятно, незаполитизированная выставка проходила недавно в галерее «Университет». Хотя тема, которую она освещала, могла подтолкнуть менее толерантных организаторов к эксплуатации идей, всегда несущих заряд «анти». «Крымская война (1853—1856): Украинское наследие». Основой экспозиции является коллекция семьи киевлян Шереметьевых. Эту насыщенную реальными и воспроизведенными предметами и событиями историю можно смело везти в любую страну — участницу той уже далекой, но все еще болезненной войны. Думаю, и в России, и в Турции, и во Франции, и в Великобритании она вызвала бы искренний интерес, а главное — не ранила бы ничье национальное достоинство.

Так бы и завершился художественный год — с традиционными творческими успехами и неудачами, поисками меценатов и спонсоров, шумными открытиями выставок и тихими малолюдными галерейными буднями, но несколько недель осени-зимы 2004 года сотворили психологическое чудо. Слово «свобода», которое художники считали
своей аристократической собственностью, вдруг стало достоянием всего народа. Ох, как сейчас неуместно слово «цунами», но именно так можно назвать стихию, которая вынесла художников из тихих пропахших глиной и масляными красками мастерских на улицы и площади. Кажется, только что Александра Прахова открывала изысканную военно-историческую выставку в стенах университета. И вот она уже на Крещатике с кистью в руках, вместе с коллегами-живописцами создает свою нефигуративную живопись на брезентах палаточного городка. Страшно мерзли руки, но чудо — лагерь, по цвету немного напоминающий военный бивуак, за один день превратился в настоящую галерею под открытым небом.

Творческие волны, прокатившись по Украине, вобрав в себя краски и воодушевление бурных дней, снова возвращаются в галереи, выставочные залы, мастерские. Удивительно, но Майдан уже освоил художественную коммерцию: пять гривен — и наслаждайся эстетикой «наколотых апельсинов» и «американских» валенок. Что-то мне это не нравится. Даже традиционная рождественская выставка, открывшаяся в залах Союза художников, удивила почти монументальным холстом с панорамой оранжевой площади. Возможно, все мазки легли на холст искренне, но воспринимается это как конъюнктура. «Торопиться не надо», как говорил товарищ Саахов из «Кавказской пленницы»...

Я почему-то больше верю в организованную харьковчанами к 150-й годовщине со дня рождения художника прекрасную художественную акцию «Дорогами Васильковского», которая путешествовала до революции, во время и, надеюсь, после нее еще очень долго будет путешествовать по городам и весям Украины, выйдет на широкие просторы и доберется не то что до Италии и Испании, но и до Африки. Там искал вдохновение наш знаменитый земляк. Мы достойны того, чтобы утолять жажду из источников мировой культуры. И нести в мир хрустально-чистую воду из наших неиссякаемых родников искусства.