Песенка трех поросят о сером разбойнике некстати вспомнилась во время просмотра разрекламированного фантастического боевика-ужастика под названием «Беовульф», который мы по простоте душевной обозвали «биоволком». На самом деле название фильма отсылает нас к англо-саксонскому эпосу. В этой американской картине (реж. Г.Бэйкер, 1999 г.) играет знаменитый «Горец» - К.Ламберт. Кумир подростков выступает в роли порождения светлых сил (не случайно седовлас), вступит в смертельную схватку с исчадием Тьмы (поразительно напоминающим шварценеггеровского «хищника»). Действие происходит в антутопическом замке будущего и совершенно банально. Сюжет до безобразия прост, а еще картонные образы, дешевые спецэффекты, балетные па в поединках, прыжки (скрыто батутные), оторванные руки и ноги и... см. название.
Но если уж потянуло на ужасное - то, решили мы, король кошмара С.Кинг не подведет - и стали смотреть фильм «Идеальный ученик» по его повести (реж. Б.Сингер). История о том, как американский тинэйджер обнаружил среди соседей нацистского преступника; классная режиссура, умелый параллельный монтаж, операторские находки, интересные актерские работы - но... Странное, противоречивое впечатление от этого мрачного фильма. Плацдарм зла здесь - воспоминания о концлагерях, детали поведения гибнущих людей, которые испорченный подросток выуживает из памяти палача. Это уже не сказки, это действительно страшно - но может ли ЭТО обыгрываться, эффектно смаковаться, появится предметом кича? Разве не кич - красочно показывать, как эсесовец, в котором проснулась жажда крови, пытается, ласково приговаривая, втиснуть в зажженную домашнюю духовку приблудившуюся киску... Так ли уж карикатурно похожи на Бабу Ягу коменданты концлагерей? Моральная путаница и психологическая несостоятельность фильма, отсутствие хоть малейшего просветления в финале не позволяют увидеть в нем предостережение, как это было, например, в интересном фильме на сходную тему «Мальчики из Бразилии» (пробуждение Зла в душе подростка, клонированного из клетки Гитлера). Призрак нового холокоста не так уж нереален. Но у нас, постсоветских, чьи предки пережили войну и оккупацию, совсем другое отношение к Бабьему Яру, возникающему в фильме для пущего нагнетания страха.
А вот фильм «Миротворцы» (реж. П.Вайт) о югославской войне, которая как бы не стала третьей мировой. Картина канадская, построенная на психологии, а не на трюках. Повествует о судьбе канадских солдат, под эгидой ООН разделяющих воюющие стороны в Хорватии, и основана на документальных рассказах. Фильм по эстетике - телевизионен, малобюджетен, малость вяловат, но запоминается куда сильнее иных бюджетных колоссов - благодаря образам героев. Правда нелепой, зверской междоусобицы, нет идеализации ни сербов, ни хорватов, хотя некая плакатность в изображении самих миротворцев присутствует: такое впечатление, что фильм сделан по заказу ООН. Интересная деталь - воины в голубых беретах, суровые мужики, многие из которых не скрывают, что приехали зарабатывать деньги, плачут, покидая охраняемую деревушку: «на кого мы их оставляем, их же убьют»... Главный герой, симпатичный лейтенант (Г.Хоган), опять же плачет, переживая потерю сержанта, и уединяется для этого в походном туалете; лучше бы нам не показывали этого кадра, ибо благоустроенность полевого сортира настолько потрясает, что забываешь о сопереживании. В таких ли условиях справляют нужду наши нищие солдаты - в мирное-то время?
Но хватит о войнах - решили мы, и посмотрели только что выпущенную видеокассету «Свадьба Пегги Су» с участием Н.Кейджа и К.Тернер. «Великолепный актерский состав этой романтической комедии никого не оставит равнодушным после просмотра». А нас оставил. Глупый и сентиментальный, вовсе не смешной фильм, да еще и 13-летней давности (!). Опять нас обманули...
Нечто мистическое присутствует в новом криминальном триллере «Юкка» (реж М.Туманишвили). Если он чем-то и может запомниться, так это, пожалуй, тем, что злодей - уголовный авторитет под кликухой «Поэт» (Б.Щербаков) действительно изъясняется стихами со своими шестерками. Но мистика не в этом. По приказу супостата убивают хорошего бизнесмена, не отдающего важные документы. Их начинают искать у жены (Е.Яковлева), и тут на подмогу встает однояйцевый близнец бизнесмена, художник (талантливый, но непризнанный), и увозит жену и дочь брата на дачу. Домик убитого бизнесмена - ого-го-го, и строился втайне от жены и бандитов. По ходу фильма ни у жены, ни у брата так и не возникает вопрос: откуда у честного бизнесмена (а так он преподносится) взялись деньги на такое строение; не будем спрашивать и мы. Дело не в этом, а в том, что в перестрелянии уркаганов (весьма опереточном) участвует не только брат-художник, но и тень убиенного, и даже их покойный батюшка - такая вот семейка. Жаль Яковлеву - целый фильм она рыдает, слезы ручьем - а кожа на лице портится...
И что прикажете смотреть?