«Надо ведь светиться изнутри!Евдокия Ольшанская «Мелодия осени», г. Чернобыль,
Изд-во «Родник». 1997 г.
Евдокия Ольшанская родилась и живет в Киеве. Ее поэтические сборники «Диалог» (1970), «Сиреневый час» (1991), «Причастность» (1994), книга воспоминаний «Поэзии родные имена» и многочисленные исследования об Анне Ахматовой упрочили за ней славу одаренного мастера слова.
Теплым солнцем осени согрета и новая книга стихов Евдокии Ольшанской «Мелодия осени». Теплом любящего сердца, прозрачным прикосновением классического стиха, светлой печалью.
Удивительная искренность повествования пробуждает ответное движение души читателя - навстречу земным и одновременно возвышенным чувствам автора.
Книга глубоко личностна - в двух смыслах. И в том, что поэтическая индивидуальность автора выражена в ней ярко и неповторимо. И в том, что поэтическая речь обращена непосредственно к каждому читателю, лично к нему самому. Вот, например, стихотворение «Друзьям»:
Благословляю ваши лица
И вашу речь без громких фраз.
Я не научена молиться,
И вот молюсь я
В первый раз.
Прости мое неверье, Боже,
Пошли мне веру,
Помоги!
И тех, кто мне всего дороже,
На этом свете сбереги!
Возникает диалог - доверительный, мягкий, душевный. Многие стихи имеют непосредственных адресатов. Но конкретные посвящения не разделяют, а расширяют поле общения участников долгой беседы. Беседы о разлуках и встречах, о любви и дружбе, о тайнах жизни и смерти.
Это своего рода песни вслед: тем, с кем долгое или краткое расставание оборвало нить разговора. Круг друзей и собеседников поэта весьма широк. Каждому из них найдена своя неповторимая интонация, свой неповторимый образ, свое неповторимое слово. Две-три строфы, и перед нами - сюжет, некая история, раскрывающая сложные узлы взаимоотношений. И как бы трагически они ни складывались, в основе просвечивает любовь.
Друзьями, близкими поэта стали и те, чьи имена принадлежат истории, культуре, - и не только потому, что со многими объединяла живая судьба - с Анной Ахматовой, с Арсением Тарковским, с Борисом Чичибабиным, - но и в силу духовной общности, например, восточные поэты Тао Юань Мин, Ли Бо или Басе. С ними автор ведет поэтический диалог через время, понимая их, может быть, даже больше, чем тех, кто «рядом, за стеной». Строки классической лирики органически вплетаются в ткань раздумий нашей современницы о вечном, высоком, сокровенном.
Убегу от серой круговерти,
Как бежала много лет подряд
В мир, где лишь о Жизни и о Смерти,
О Любви и Вере говорят.
Там в тени течет река Забвенья,
Там в такой беседуют тиши,
Что услышишь ветра дуновенье,
Пастернак,
Басе
и Ци Байши…
Поэтический мир Евдокии Ольшанской насыщен вольным воздухом, ароматами лесов, садов. Автор бережными шагами ощупывает вокруг себя пространство, боясь нарушить его тишину и гармонию или нечаянно задеть его заветные тайны. И все же тайны эти проникают незримой, но волнующей субстанцией в живую плоть стихов. Как цветы, они радуют душу и оставляют на губах пыльцу красоты.
Эстетическое и этическое начало органично слиты в поэзии Евдокии Ольшанской. Этические корни - в традиции гуманизма, утверждающие ценность и уникальность человеческой жизни, проявляющиеся в уважении и любви к каждой личности. Эстетическое - в приверженности к классическому русскому стиху с его строгими и певучими созвучиями, разнообразными ритмами и богатыми рифмами. Интонация ее поэтической речи приближается к песенной, и недаром книга носит музыкальное название «Мелодия осени». Стихи пронизаны музыкой. Это ощущается и в ритмическом строе, и в их готовности «лечь на ноты». И в том, какая удивительная гармония объединяет прочувствованное, продуманное и сказанное поэтом.
Под пером мастера обыденность с ее проблемами и неурядицами становится одухотворенной и возвышенной. Поэт подсказывает путь, по которому душа медленно и осторожно восходит по ступеням духа. Мудрость, доброта и понимание замечательного человека и прекрасного поэта Евдокии Ольшанской - верная помощь читателю в постижении любви и красоты мира.