Бернгард Вульф и Кармелла Цепколенко |
Необыкновенно интересный концептуально, ни на кого не похожий не только в своей стране, но и далеко за ее пределами музыкальный фейерверк-фестиваль новой камерной музыки «Два дня и две ночи» родился в Одессе 11 лет назад. На заре независимости, в пору самоопределения, именно этот форум сделал первый смелый шаг в Европу. «Два дня…» открыли Европе глаза и уши для восприятия наших композиторов и музыкантов, и лучшие представители и исполнители новой музыки стали с удовольствием наезжать в весеннюю Одессу — посоревноваться, поэкспериментировать, пообщаться. Тогда же первый фестиваль поддержал мэр Одессы Эдуард Гурвиц. Сегодня, вернувшись в мэрию, он снова с этим удивительным, вдохновенным музыкальным праздником. Собирая вокруг себя интереснейших музыкантов, актеров, художников, фестиваль представляет собой двухсуточное действо нон-стоп, пытаясь представить современное искусство в его синтезе и разнообразии. О том, кто помогает и поддерживает «Два дня и две ночи», говорит директор фестиваля Александр Перепелица:
— Помощь различных иностранных фондов идет на оплату билетов, гонораров, иногда гостиниц. Остается еще аренда зала. Многие залы сегодня — частные, и надежды на то, что государство даст что-то бесплатно, нет. Средства, выделенные государством, — это питание, аренда транспорта, цветы и другие мелкие расходы. Очень помогают спонсоры. В этом году, несмотря на тяжелую ситуацию, первым откликнулся фонд «Відродження». Они нас поддерживают уже 11 лет, а по правилам фонда такая поддержка может существовать не больше трех лет. Для нас сделали исключение.
Государственная поддержка была осуществлена благодаря личному распоряжению г-жи Тимошенко, к которой мы обратились, потому что до этого наш фестиваль из планов Минкульта был изъят. Деньги нам выделили, но мы их еще не получили — бюрократическая машина вещь не скоростная. Работаем в долг, используя кредит доверия, надеюсь, министерство нас не подведет. И еще очень оперативно сработала в этом году одесская мэрия.
В этом году время и пространство «Двух дней и двух ночей», как обычно, имели четко продуманную драматургию. Организаторы посвятили их оранжевой революции. И суть не в том, что в фестивальный парад новой музыки вплеталась соответствующая художественная семантика. Более важной представляется сама концепция фестиваля-2005, сделавшая ставку на идею пассионарности, на «преференцию» личности и право собственного голоса.
Уже само начало-эпиграф — «Триумф адреналина» Ю.Гомельской с соответствующими инструментами (тромбоном и перкуссией) — создало эффект музыкального шока. «Пассионарная» тема фестиваля была раскрыта в четырех концертах-сценах «Страсти», во время которых музыканты пасовали друг другу музыкальные провокации. Так, адреналиновый «пас» Ю.Гомельской перехватил «Железный занавес» М.Эггерта — стихия ритмов и металлических звучаний, напоминавших недавние звуки улицы и Майдана. Ведущей же в этих сценах была, конечно, музыка ритма, разнообразие которой блестяще воспроизводили ансамбли перкуссии Фрайбургского музыкального университета и Одесской музыкальной академии — постоянные участники фестиваля. Удары в металлический лист и барабанные ритмы «Железного занавеса» сменились агрессивным и вместе с тем легким течением «Старинных вюрцбургских танцев» и праздничными «Колоколами святого Килиана» А.Козаренко: музыка и ритм, следовательно, возвращались к своим жизненным функциям.
Раскрытие фестивальной темы продолжил Концерт-сцена «Страсти 2» («Годі мати — нумо Бути!») — видеоинсталляция «Времена года на Майдане» А.Загайкевич на тексты Ю.Андруховича. Средствами электронной музыки, литературного слова и видеоряда (документальная кинолента) воспроизводился сюжет о развитии, точнее, разрушении сердца Киева — его центрального Майдана. Сюрреалистический эффект изображаемого, метафора которого расширила границы Майдана до всей Украины, усиливала музыка космического пространства.
По мнению артдиректора фестиваля композитора К.Цепколенко, «новая музыка — это то, что происходит вокруг, это конгломерат стилей, уже давно царящих в музыке ХХ века. Впрочем, каждое десятилетие создает свои направления, поэтому о новом языке и его влиянии можно будет говорить лишь лет через десять». Хотя в свое время Т.Адорно говорил, что музыка ХХ в. меняется столь стремительно, что даже специалисты не успевают фиксировать этот процесс, и потому лучшим искусствоведом является время. На фестивале прозвучали классические образцы музыки ХХ века — Л.Берио, Дж.Кейджа, В.Лютославского,
Э.Кшенека, убеждая: истинно художественные средства надолго остаются новыми. Важно только, как и для чего применять найденное. «Два дня и две ночи» показали, что продолжает развиваться техника минимализма, алеаторики, поиск новых звуковых идей. Так, греческий композитор К.Мосхос представил собственную систему инфракрасных сенсоров и проекцию графики, генерируемой компьютером в реальном времени. Но его поиски остаются пока на уровне экспериментального опыта.
Президент фестиваля, известный композитор и музыкант из Фрайбурга Бернгард Вульф подчеркивает, что сейчас существует большое разнообразие музыкальных стилей.
— Талантливые композиторы могут использовать все звуки мира, используя свои правила создания музыки. Это лучший способ написать хорошее произведение. В музыке не существует одного общего языка. Люди не должны понимать музыку одинаково. Если дать послушать Моцарта кому-то, кто раньше никогда его не слушал и не сталкивался ни с чем подобным, то обязательно будут проблемы с восприятием и пониманием. Композиторы вольны творить свой собственный язык, и иногда этот язык понятен только одному человеку. Новая музыка — способ познания мира и самовыражения, и круг ее почитателей расширяется.
— Как изменился фестиваль и его зрители за 11 лет?
— Очень сильно изменился зритель. На первом фестивале нам приходилось просить зрителей не курить, не разговаривать, выключать телефоны и не бросать водочные бутылки. Во время второго было лучше. А сейчас все внимательно слушают. Этот фестиваль научил людей чувствовать новые звуки. И организаторы за 11 лет многому научились. Далеко не каждый может работать на таком высоком уровне. Фестиваль приобретает все большую известность. Многие приезжают из-за его современного духа.
Как обычно, во время фестиваля состоялись премьеры в исполнении ведущих коллективов. Стоит ли говорить, что в Одессу за свой счет прибыл известный французский саксофонист Д.Кентзи, дабы играть написанные для него произведения одесского композитора Л.Самодаевой. В исполнении швейцарского трио «Амальтеа» также прозвучал опус одесского автора Ю.Гомельской. А один из ведущих коллективов Франции «Аккрош нот», помимо музыки своих соотечественников, исполнил произведение киевлянина В.Рунчака «Со мной еще кто-то...» Выступление этого ансамбля стало частью «Французской весны», проходящей в городах Украины. В который раз удивило французское внимание к собственной культуре: после выступления «Аккрош нот» на сцену вынесли элегантный букет цветов от посла Франции в Украине. (Посол не смог лично присутствовать на фестивале.) Украинскую музыку (произведения Д.Киценко и Б.Сегина) играл и фортепианный квартет из российского города Самары. В свою очередь, в репертуаре одесских «Фресок» и дуэта «Виолончелиссимо» и киевского ансамбля «Новая музыка в Украине» постоянно звучат произведения зарубежных коллег. Такое сотрудничество является одним из достижений фестивального движения в Украине.
Общаясь во время фестиваля с творческими личностями, можно было услышать, что в новой музыке нет эстетических категорий, вместо этого существует просто иной способ мышления, и основным критерием произведения является идея. Вот цитата одесской художницы У.Кильтер: «Если идеи нет, то речь может идти лишь о повторе или перепеве того, что уже было». В новой музыке она отмечает присутствие элементов рок-культуры и присущие современному искусству иронию и самоиронию. Словно в подтверждение этого звучали музыкальные сарказмы В.Рунчака — антисонаты для фортепиано и виолончели, в которых средствами иронии служили элементы джаза, импровизация, актерский перформанс. Или же фортепьянное «Еще!» С.Зажитько. Это произведение уже является классическим вызовом заплесневевшей, заскорузлой звуковой обыденщине. Или же эпатирующий концерт для тромбона «Музычка 4» Г.Гурецкого и свинговая музыка К.Сероцкого, иронию которых в полную силу «раскрутил» камерный ансамбль «Новая музыка в Украине».
Нельзя не согласиться также с мнением одного из лидеров новой музыки в Украине В.Рунчака, что новое — это не только написанное сегодня, но и давно забытое. В унисон этому звучала монгольская мелодия тысячелетней давности. Или же архаичная украинская музыка из Мистериального Пролога — проект этно-хаос-группы «ДахаБраха» (артдиректор В.Троицкий), где прозвучала идея полифонии времен в современном художественном процессе. Театральное действо, музыкальный и визуальный ряд (аутентичные костюмы, этнические ковры на заднике сцены) дополняли две гигантские куклы, не без иронии изображавшие музыкантов из народного самодеятельного хора (автор — одесская художница Н.Мариненко). Их постоянное присутствие на сцене, усиленное люминесцентным светом, лично у меня вызвало ощущение атмосферы праздничной художественной ярмарки.
Синкретичность, театральность и зрелищность, запрограммированные одесским фестивалем, являются частью идеологии современного искусства. И то, что за 10 лет фестиваль нашел и воспитал свою аудиторию, которая увеличивается с каждым годом, — результат продуманной политики его организаторов, их знания психологии восприятия: ведь два дня и две ночи слушать только музыку не под силу даже суперпрофессионалам. Кажется, отступать от фестиваля как формы музыкально-художественно-театрального действа совсем не стоит! Ведь не случайно слушатели, утомленные насыщенностью инструментальной музыки, с нетерпением ждали заявленных в программе мультимедийных проектов, перформансов корейских танцовщиков, перкуссионных инсталляций Й.Фишера или опытов электрической гитары М.Фалька и т.д.
Еще одна позиция, которой свято придерживается фестиваль, — концепция свободы творческой личности: каждый музыкант имеет право на собственное выражение. Поэтому излюбленными жанрами «Дней и ночей» являются соло-солиссио, дуэль-дуэт. Представьте себе на сцене, под лучом софита, музыканта, который остается один на один со своим инструментом и магией музыки. Вот таких магов, как тромбонист из Великобритании Б.Веб, французский саксофонист Д.Кентзи, итальянский пианист Р.Проседа, аудитория воспринимала, затаив дыхание.
Иногда солист превращался в человека-оркестр, если в игру вступали правила караоке. В Одессе искусство солиста под магнитофонную пленку показали О.Перепелица-младший, итальянец Р.Проседа, литовский фаготист Ш.Качионис. А вот бельгийка Ф.Вангекке, ставшая открытием фестиваля, продемонстрировала соединение мастерства певицы, пианистки и композитора («три в одном»). Яркая индивидуальность и уникальная техника голоса дали ей возможность представить широкий спектр культур — от бурных эмоций африканской торговки до психологических реалий стихов Ф.Вийона и лирической утонченности песен, исполненных на греческом, фламандском языках или на экзотическом суахили. Слушая бельгийскую певицу, невольно задаешься завистливым вопросом — где и когда наших голосистых молодых певцов будут учить премудростям современной вокальной техники?
Композитор и исполнитель в одном лице на одесском фестивале — дело обычное, как, например, Т.Оэ из Франции, А.Шлюнц из Германии или киевский композитор и виолончелист З.Алмаши. Как и другие фестивали Украины, одесский представляет собой важную форму существования современной украинской музыки. Каждый раз он выводит на свой кон новые личности. Одна из них — З.Алмаши, музыка которого уже стала частью современного музыкального процесса. Снова поразила своей тонкой звуковой кистью киевский композитор Виктория Полевая в исполнении одесского дуэта «Виолончелиссимо». Продолжает выстраивать собственную концептуальную драматургию музыкального пространства К.Цепколенко (премьера новой версии ее произведения «Блуждание в пространстве треугольника»). Хотя во время фестиваля неосведомленному слушателю могло показаться, что современная музыка Украины состоит из одних только киевских и одесских авторов. Следовало бы дать более широкую панораму регионов Украины, хотя бы за счет неоднократных исполнений отдельных композиторов. Также, пожалуй, не стоит дважды выступать одним и тем же исполнителям, даже с разными программами. Обычно на международных фестивалях и конкурсах существует регламент выступления, который держит фестиваль во временных рамках, не испытывая возможностей ни слушателей, ни исполнителей. Во время «Дней и ночей» довелось наблюдать трехчасовую задержку выхода на сцену музыкантов, которые не утратили качество игры только благодаря выдержке и профессионализму.
Фестивали нового искусства призваны показывать разнообразие культур. Возможно, именно в этом заключается сверхзадание и одесского форума. По наблюдению его президента Б.Вульфа, за одиннадцать лет фестиваль стал сетью, объединяющей творческих людей многих стран. Его значение он сравнил с «Варшавской осенью» и «Пражской весной», в свое время служившими платформой для встреч и единственным окном между искусством Востока и Запада.
— Очень надеюсь, — говорит Александр Перепелица, — что наш бизнес когда-нибудь возьмет шефство над культурой, как на Западе. Если примут закон о меценатстве, появятся серьезные перспективы. Фестиваль может стать коммерческим, но для этого надо потратить очень много сил. Мы должны внушить людям, что это престижно, что на это нужно ходить. Но требуется, конечно, другой зал, другой антураж и другая реклама. И пойдут на фестивальные концерты не только специалисты, но и широкий зритель. Это мое глубокое убеждение.