UA / RU
Поддержать ZN.ua

На Западе наши звания вызывают смех...

Званий в сфере культуры на западе не существует. Работников искусства и музыкантов оценивают пресса, радио и телевидение, а потом— сама публика...

Автор: Ирэна Стецура

Званий в сфере культуры на западе не существует. Работников искусства и музыкантов оценивают пресса, радио и телевидение, а потом— сама публика.

Если речь идет о музыкантах (академических), то еще до недавнего времени обязательным был дебют в малом или большом зале Карнеги-холл в Нью-Йорке и рецензия в «Нью-Йорк таймс»; без этого вас даже не заметили бы. Сейчас еще в качестве приложения обязательны записи на компакт-дисках (но только в передовых компаниях) и рецензии на них. Для дебюта художника нужна выставка в передовой галерее одного из художественных центров — Парижа, Нью-Йорка, Милана — и непременно рецензии в соответствующей прессе. Это только для начала.

Во всех главных газетах всех больших и маленьких городов Европы и Америки есть критики-профессионалы по каждому разделу культуры, пишущие только на свою тему. Критики «Нью-Йорк таймс» работают там по 30 лет — они просто феноменальные специалисты в своей сфере. Как хотелось бы, чтобы у нас в Украине возник и прижился этот обычай — специалисты-критики в различных СМИ, очень серьезно и ответственно относящиеся к своей работе. Есть кафедра критики в Национальной музыкальной академии в Киеве — но критиков вообще не видно. По пальцам одной руки можно пересчитать критиков в культурной сфере. Это позор, их должно быть хотя бы двадцать-тридцать. Артистическая жизнь на Западе очень широко освещается в Европе, Америке и Азии: все обо всем знают на международном уровне. Сегодня в Интернете можно открыть для себя целый творческий мир.

А что творилось в Советском Союзе? Отрезанный от Запада железным занавесом, Союз вынужден был создавать свои ценности, свои творческие стандарты. Как можно было определить уровень творческих достижений, в то время как общения с Западом не было вообще, а ведь хотелось, чтобы были и свои звезды? Общеизвестно, что критика писалась лишь на заказ, — следовательно, для оценки произведения она не годилась. Поэтому система званий была официальной оценкой артиста. Так она и прижилась. Но мне говорят, что в советские времена получить звание было намного труднее, чем сейчас, когда оно просто девальвировалось.

Когда я приехала в Украину из Нью-Йорка (еще 12 лет назад), мало что меня удивляло или шокировало. Счастливая от того, что наше государство самостоятельное, я готова была простить все.

Но однажды увидела афишу, извещающую об очень большом концерте и содержащую широкий перечень артистов, которые должны были выступать. Фамилии в списке шли не по алфавиту, как принято в Америке или Европе, а делились на группы «по званиям». Вверху были напечатаны фамилии артистов, награжденных Шевченковской премией, а внизу — фамилии исполнителей без званий. Я была шокирована. Как можно делить людей, словно животных, на различные категории, как можно их так унижать? То есть эти, которые без звания, — какие-то неудачники? Как можно так публично дискриминировать — на каких основаниях? (Требования на получение звания такие «строгие», но широко известно, как все делается.) Это равносильно тому, что на голову творческой личности надеть шапку с надписью «Я — идиот» (поскольку у меня нет звания). А другому артисту — с надписью «А я уже в первом классе» (ибо я заслуженный). И эта дискриминационная нить проходит через всю творческую жизнь страны из года в год. В Америке судили бы государство за нарушение прав человека. Очевидно, и в Украине система званий — под большим знаком вопроса.

Надо ли вообще в демократическом государстве присваивать гражданам такие звания с подарками в придачу, при этом дискриминируя других граждан? Награды обычно дают какие-то комитеты, фундации, профсоюзы, вооруженные силы и т.п., а не непосредственно государство, — если это только не какая-то особая ситуация, вроде спасения человеческой жизни или чего-то подобного.

Аудитория же, не знакомая с искусством, не делает своих выводов, а принимает готовые упакованные оценки какой-то там комиссии, рекомендации какого-то там союза или еще кого-то. «Если народный — так это артист». Профессионалы знают, что более чем в 50% случаев — это обман. Жаль, что действительно высокопрофессиональный и признанный работник искусства часто унижен до уровня невежды, поскольку тот и другой — народные. Таких случаев немало. А у тех, кто сейчас более всего заслуживают этого звания, оно отсутствует по трем причинам: они не добиваются званий, поскольку для их признания в нем нет необходимости; не хотят становиться в один ряд с серой посредственностью большинства заслуженных и народных (при очень небольшом исключении). А третья причина в том, что они находятся высоко на вертикали и «комиссии» их не видят, поскольку привыкли смотреть лишь горизонтально.

Проблема не только в самом наименовании звания — «заслуженный или народный», а в «подарках», прилагающихся к званиям: повышение зарплаты на 40 и 60%, а заслуженный артист, если он преподает в вузе, автоматически становится доцентом, а народный — профессором. Это уже точно противозаконно. Представьте, сколько труда должен вложить человек без званий, чтобы стать доцентом, а сколько — чтобы быть профессором! А здесь звание (еще не известно, каким образом обретенное) — и доцент. Словно по мановению волшебной палочки. Кто-то станет аргументировать, мол, звание похоже на университетский диплом. Но за каждым дипломом стоят годы труда, а за званием зачастую вообще неведомо что стоит — это нечто «непостижимое». По американским меркам, звание считалось бы дискриминацией — и поэтому было бы незаконным.

В Украине вообще существует много обычаев, считающихся на Западе нарушением прав человека. Вспомните хотя бы вот этот: находясь на концерте, вы, конечно, обращали внимание на то, что как только исполнитель завершает свое выступление и публика начинает аплодировать, ведущий назойливо анонсирует следующее выступление. Какое неуважение к артисту! Для него важна реакция аудитории, публика для него — самое дорогое, для публики он работает. Ему необходима минута собственной славы. Если бы ведущий повел себя так на Западе, то оказался бы в суде уже на следующий день — за нарушение прав человека.

Звания вредны для общества и из-за их количества — они дезориентируют людей, расточая «статус» представителям различных сфер искусств не понятно за что. А сейчас они уже охватывают социальную сферу, ветеринарную медицину и т.п.

Звание — это исключительно советский, уже отживший прием. В мире он не применяется и вызывает там только смех.