UA / RU
Поддержать ZN.ua

НА ВОЛНАХ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ

Можно долго спорить о том, где лучше воспринимается авторская песня — у костра или же в концертном зале...

Автор: Евгений Приходько
Клуб «Метро»

Можно долго спорить о том, где лучше воспринимается авторская песня — у костра или же в концертном зале. Но те, кто наслаждался ее звучанием на палубе корабля, вряд ли упустят в дальнейшем такую возможность. А она была предоставлена всем участникам и гостям III Международного фестиваля авторской песни «Балаклавские каникулы». Красочный фейерверк, раскрасивший небо над Балаклавой после фестивального гала-концерта, запомнится жителям и гостям этого маленького приветливого городка надолго. Но еще сильнее запомнится им песенный фейерверк, в течение целой недели служивший главным украшением всей Балаклавской бухты.

Еще два года назад фестиваль не имел ни названия, ни столь гордого статуса. Зато у него уже был президент — известный севастопольский бард, главный редактор «Севастопольской газеты» Андрей Соболев. Ему удалось скоординировать и направить в нужное русло представителей самых разных школ и направлений авторской песни, всевозможные госструктуры и многочисленных спонсоров, усилиями которых и был проведен этот, уже третий фестиваль. Его участники отбирались на конкурсной основе, для чего во все областные управления культуры и местные клубы авторской песни были заранее разосланы приглашения. В результате из 27 регионов Украины на фестивале было представлено 25. Этим участникам оргкомитет оплачивал проезд, питание и проживание. Кроме того, всем желающим, но не прошедшим конкурсный отбор предоставлялась возможность поучаствовать в конкурсе в качестве участника группы «ШАНСон» — правда, уже за собственный счет, но при прочих равных условиях. Таких авторов-исполнителей набралось около 50 человек, и один из них, Андрей Коваль, смог реализовать свой шанс и стать победителем в одной из номинаций. Присутствовали на фестивале также гости — авторитетные и популярные барды, представители СМИ и группы поддержки. В результате образовалась достаточно пестрая толпа с широким возрастным диапазоном и разным творческим потенциалом и сценическим опытом — от юной Насти Бринцевой из Алчевска до матерого «степного волка» Сергея Стародубцева из поселка Ленино, с разнообразной тематикой выступлений — от военной песни Александра Павлова из Львова до кабацкого шансона Александра Больменко из Винницы, и с такой же пестрой палитрой музыкальных стилей — от народной думы Валерия Марченко с кобзарским звучанием гитары до рок-н-ролльных ритмов Леси Соболевской и авангарда Антона Зайца и Алексея Бардина. Кроме ежедневных концертов — трех отборочных, одного финального, концерта гостей и гала-концерта на набережной Балаклавской бухты — программа включала выступления мэтров авторской песни и конкурсантов на кораблях ВМС Украины, Черноморского флота, морские прогулки, экскурсии по подводной лодке, пикники с закладкой «аллеи бюстов» выдающихся бардов, посвящения и торжественные клятвы. Официально программа фестиваля исчерпывалась к 9 часам вечера, и сразу после этого его участники небольшими группами перебирались на палубы гостеприимных красавиц-яхт или просто на набережную, где самые популярные неформальные тусовки затягивались до утра.

Фестиваль произвел впечатление исключительно мощного, гармоничного аккорда. Четкая, продуманная до мелочей и тщательно реализованная — даже с некоторыми элементами армейской строевщины — организация, приличное финансирование, активный интерес со стороны СМИ и государственных структур, в том числе и ВМС Украины. Одно только перечисление спонсоров и организаторов фестиваля на гала-концерте заняло едва ли не столько же времени, сколько и выступления его лауреатов. И это весьма показательно, особенно если учесть, что наряду с чисто коммерческими структурами — авиакомпаниями «Кий-Авиа-Крым», «Крым-Атилла» ЛТД, туристическим агентством «Паллада-тур» — большую помощь в организации фестиваля оказали управление культуры Севастопольской ГГА, Балаклавской РГА, Балаклавского районного совета. И хотя Александр Шумак, директор симферопольской торговой компании «Добрыня», один из самых активных спонсоров, сказал, вручая очередной приз, что для него «это не реклама, это состояние души», все же было очень любопытно узнать у самого Андрея Соболева, как удается находить такое количество соратников:

— В жизни человеку редко везет. И только тогда, когда он занимается любимым делом. Я сам увлекаюсь авторской песней, и поскольку людям нравится то, что я делаю с гитарой и со словом, мне удается убедить городские власти, бизнес-элиту и вообще всех, кто встречается мне на пути, что это дело полезное. К тому же у севастопольцев и у балаклавцев очень высоко развито чувство патриотизма. Люди понимают, что наш фестиваль — это уже не просто песенное ристалище, это часть истории Балаклавы, часть культурного достояния Севастополя. Побывавшие здесь разносят весть о нас по всему свету, причем не только о песнях, но и о самом городе. Ведь Балаклавская гавань издавна считалась поэтической бухтой, «бухтой символов» ее называли древние греки, в XIX веке здесь селились художники, поэты, меценаты. И если из такого фестиваля можно извлечь пользу — во всех смыслах пользу, и материальную, и духовную, — то почему этого не можем сделать мы?

К чести организаторов нужно отметить, что творческий уровень его участников производил еще более выгодное впечатление, чем его организация. К конкурсным концертам было допущено 30 участников, из них в финал прошли 15. Гран-при фестиваля не присуждался, а лауреатами стали Валерий Марченко из Ривне, Жанна Изок из Харькова и Александр Больменко из Винницы. Последний также получил приз зрительских симпатий, возможность записать в Симферопольской студии авторский магнитоальбом, а также специальный приз от Ассоциации СМИ с предоставлением возможности записи видеоклипа. Диплом за популяризацию авторской песни от Ассоциации СМИ был также вручен президенту фестиваля Андрею Соболеву.

Кроме лауреатов жюри отметило еще четырех победителей в различных номинациях — Андрея Коваля из Винницы в номинации «Романтика», Алексея Бешулю из Донецка в номинации «Социальная песня», Алексея Бардина из Полтавы — за «Шлягер года» и Антона Зайца из Луганска за «Авангард». За Бардиным и Зайцем, которые обычно выступали вместе, постоянно тянулся бесконечный шлейф юных поклонниц, и их импровизированные концерты на набережной собирали наиболее многочисленные кружки слушателей. Победители в отдельных номинациях получили ценные призы, а Изок и Марченко — путевки в Турцию.

Очень высокий и ровный уровень участников сильно осложнил работу жюри, и, по словам многих его представителей, без наград осталось много достойных авторов-исполнителей. Правда, все они прошли через творческие мастерские, признанных мэтров бардовской песни: Валерия Сергеева, Михаила Барановского, Русланы Туриянской, Виктора Байрака, Александра Вербицкого и Сергея Яцунеко. И все же вопрос о выделении в отдельную номинацию «чистых» исполнителей, которых на этом конкурсе почти не было, остался открытым.

Хотя фестиваль и носит статус международного, зарубежных гостей на нем было не так уж много. И это, по словам Семена Рубчинского, члена жюри, заслуженного деятеля культуры Украины, продюсера и организатора большого количества бардовских концертов, имеет и свою положительную сторону. Ведь этот фестиваль стал очередной демонстрацией состоятельности украинской авторской песни, ее высокого творческого потенциала и реальных шансов занять достойное место в международном бардовском рейтинге, причем не в качестве отдельных исполнителей, а в составе единой национальной сборной. Именно созданием такой сборной Семен Григорьевич и собирается заняться в ближайшее время, задумывая провести для этого своеобразный «фестиваль фестивалей».

Сам фестиваль окончательно похоронил причитания по поводу невостребованности авторской песни, которые в одно время приобрели чуть ли не ритуальный характер. Интерес к песенному состязанию и к исполнителям оказался огромным, правда, несколько непривычно выглядело упорное нежелание собравшихся подпевать бардам. Даже Валерию Сергееву с его легендарным «Графиня, мне приснились ваши зубы» пришлось самому допевать эту песню до конца, тогда как в киевской аудитории ему достаточно произнести лишь первое слово из весьма длинного названия этой песни — дальше зал скандирует эту классику сам. Впрочем, нынешняя бардовская молодежь не сразу распознала в нем автора (вернее, соавтора, как не замедлил уточнить сам Сергеев) этого хита, и только убедившись, что перед ней «живой» автор песни, на которой выросло уже не одно поколение бардов, затребовала автографы.

После гала-концерта и праздничного фейерверка состоялась традиционная чайхана, так что культурная программа продолжалась до самого рассвета. А через несколько часов две молоденькие девчушки, явно дискотечного вида, обменивались впечатлениями. Рассказав, что всю ночь снилась песня о дожде («Таинство дождя» Андрея Коваля), одна из них сказала: «Я даже не представляла себе, что один концерт может так изменить мироощущение человека».