СУБЪЕКТИВНЫЕ ЗАМЕТКИ ИЗ КУЛУАРОВ
Девятый фестиваль современной украинской песни, ставший в этом году уже международным, завершился на главной столичной сцене Дворца «Украина». Ежегодный традиционный марафон, собирающий в столицу практически всех артистов страны, более или менее заинтересованных - в зависимости от степени «раскрутки» - в участии, всегда и традиционно вызывает множество различных мнений, разговоров, пересудов. От этого, конечно, не гарантирован ни один конкурсный фестиваль, от этого не спасает даже строгий отбор аккредитованных журналистов.
Среди учредителей «Пісенного вернісажу» - Министерство культуры и искусств Украины, Всеукраинский центр фестивалей и концертных программ, Гостелерадио и Ассоциация эстрадных деятелей Украины. В трех конкурсных и заключительном концертах перед публикой, заполнившей зал Дворца «Украина», выступило более 120 участников и гостей фестиваля. Лауреатами стали более 40 исполнителей и приблизительно вдвое больше авторов песен. Не претендуя на великие открытия и на объективные оценки художественного уровня прозвучавших на фестивале произведений, «Пісенний вернісаж», с одной стороны, призван подводить итоги года, представляя все лучшее, что появилось на украинской эстраде, но с другой - не избегает последние годы и молодых, стремясь не замкнуться в кругу «мэтров» и их поклонников.
Хотя в этом году претерпели некоторые изменения и условия участия в конкурсных прослушиваниях, и состав жюри - на «Вернісажі» его называют художественным советом, а вследствие этого и состав исполнителей и лауреатов, в основном - как говорится, «не нами заведено, не нам и изменять».
Неизменной осталась даже песня, открывавшая заключительный концерт Всеукраинского фестиваля современной украинской песни - наверное, это уже визитка «Пісенного вернісажу»: «Вишнева моя Україно» юного Жени Москаленко. Детская категория в этом году была украшена еще одной талантливой исполнительницей собственных песен - Аленой Березюк, открывшей второе отделение.
А вот и приятные нововведения: в этом году на «Пісенному вернісажі» появились Гран-при. Их обладателями стали поэт Н.Сынгаивский за песню «Зорепад», а также - певицы И.Билык и Т.Повалий - за мастерство. Лучшей песней фестиваля признан романс А.Бурмицкого, лучшими аранжировщиками названы В.Бебешко, Д.Гершензон и Л.Попернацкий.
Фестиваль состоялся, столичная сцена увидела новые лица , услышала новые ритмы, возможно, совместными усилиями участников и организаторов будет поддерживаться его дальнейшая судьба?
А по поводу нынешнего фестиваля - два взгляда «из кулуаров» участника и слушателя.
Лауреатом «Пісенного вернісажу» стал композитор А.Ерченко (Львов) - его песню на стихи Г.Чубач исполнила Н.Пилипюк.
- В этом году меня приятно удивило участие в фестивале таких молодых и талантливых исполнителей, как И.Билык, Лери Винн, техно-группа «Фантом», Ани Лорак, Н.Пилипюк. Иными словами, «Пісенний вернісаж» расширяет рамки своей концепции, и одновременно с этим молодеет. То, что жюри возглавлял В.Зинкевич - человек, известный своими прогрессивными взглядами и любовью к молодежи, явно пошло на пользу. Конечно, наряду с этим были и такие моменты, которые лично меня не заинтересовали, хотя судя по реакции публики, наши гранды остались на своих позициях и имеют своих поклонников. Многие из них - О.Билозир, Л.Сандулеса - вновь в творческом поиске, они стараются быть на уровне современных требований к мелодике и аранжировке, мне это импонирует. А, скажем, Н.Гнатюк остается на своих «позициях» традиционной и практически уже ортодоксальной эстрады. Не претендуя на объективность своих оценок, я сожалею, что не увидел среди лауреатов «Пісенного вернісажу» Т.Петриненко, который, на мой взгляд, своеобразный идеал понятия настоящей украинской эстрады.
Среди лауреатов фестиваля я бы отметил М.Шевцова с песней «Слепая любовь»: с развернутой мелодией и качественным сопровождением - пел «под минус», своим голосом - в числе немногих участников концерта лауреатов. Среди них была и Н.Пилипюк.
- Я бы, наверное, добавила к числу лауреатов еще нескольких исполнителей. И все же, перспективен ли фестиваль «Пісенний вернісаж» как уже установившаяся форма и явление в украинской эстраде?
- Если он будет прогрессировать, он будет иметь успех. Ведь, во-первых, его сцена - самая престижная в Украине, во-вторых, большое значение имеет государственная поддержка (хотя пока она никак не отражается на исполнителях). И если его развитие будет идти в направлении прогрессивной эстрады, не зацикливаясь на традиционных формах и упрощенных песнях, да к тому же продолжаясь в каких-либо концертах с участием лауреатов, «Пісенний вернісаж» будет иметь будущее.
- Фестивальное движение нашей страны пока еще носит характер «броуновского».Многие из них носят характер «открывающих», некоторые пытаются называться «звездными», вот уже второй год «Пісенний вернісаж» претендует на определение «фестиваль фестивалей». Позволю себе субъективную мысль: конечно, если речь идет о своеобразном конгломерате нескольких - в одном, это, наверное, приемлемый вариант, но пока еще, на мой взгляд, не существует конкретной концепции фестиваля.
Об этом - следующий «кулуарный» взгляд на «Пісенний вернісаж-95» ведущего национального хит-парада «12-2» О.Горского.
- Не могу сказать, что я - постоянный слушатель «Пісенного вернісажу», но судя по нескольким из них: вначале фестиваль напоминал передачу «Вiд суботи до суботи». Что касается последнего, девятого фестиваля прогресс налицо. Он отражает процессы в эстрадном искусстве Украины. Представители «среднего» поколения исполнителей, работающие для среднего поколения слушателей, держат свои позиции. Старейшина нашей эстрады А.Горчинский, тоже имеет свою публику, которая его прекрасно принимает. Приятно то, что теперь уже сделана попытка «пробить» стену временного рубежа в нашей эстраде. Радует то, что на сцене было много молодых исполнителей, известных и по хит-параду
«12-2», и по различным молодежным фестивалям: «Веселад», «Доля», «Тарас Бульба», «Таврiйськi iгри», «Молода Галичина».
Ведущими неоднократно подчеркивалась претензия на статус «фестиваля фестивалей», это не всегда соответствовало действительности. В таком случае необходимо, чтобы все участники были предварительно лауреатами других конкурсов. Ведь не секрет, что многие лауреаты «Пісенного вернісажу» стали лауреатами впервые.
Фестиваль объединил публику разных исполнителей; прекрасно принимались песни «Соломiя» М.Шалайкевич, «Романс» А.Говорадло в исполнении О.Билозир, взволновала зал песня А.Бурмицкого
«Послухай, шелестять дощi» в исполнении Н.Бучинской. На «бис» принимали Н.Гнатюка, хотя это уже другая эстетика. Песни в исполнении В.Зинкевича принимали прекрасно. Своя публика есть у Ж.Боднарук, И.Билык, Т.Повалий - и это естественно.
Все-таки, хотелось бы, чтобы и те песни, которые представляют т.н. «традиционную» эстраду, были на должном уровне - и в аранжировках, и в исполнении. Думаю, фестиваль мог бы претендовать и на то, чтобы в его программе были новые песни, написанные в течение года.
«Пісенний вернісаж» полезен для нас, людей, занимающихся организацией радиопрограмм, концертов, тем, что учит искусству организации. Как собирать в течение четырех дней полный зал во Дворце «Украина», почему при условии различных исполнителей публика идет на концерты? Второе: посмотреть, что есть в нашей традиционной эстраде, достаточно сильной на сегодня, и в молодой эстраде, и как это сочетается на одной сцене. То, что не все «старшие» исполнители попали в число лауреатов, свидетельствует о прогрессе «Вернiсажу». И если те люди, которые входят в жюри, понимают, что наиболее оптимально сочетание традиционной эстрады с лучшей молодой, это всем на пользу.
Хотелось бы пожелать «Пісенному вернісажу» перспектив и кроме тусовки на сцене, поскольку в него вкладываются огромные государственные средства. Если бы у артистов была возможность жить и ездить на фестиваль за его счет, это было бы намного лучше. И в результате, ведь выступить на столичной сцене не всем удается. Но если уж удалось, хотелось бы чаще видеть их и слышать в концертных программах как по TV, так и на эстраде.
- В общем, «процесс пошел». Будем надеяться, что по восходящей, ведь мы все заинтересованы в его наилучших результатах.