UA / RU
Поддержать ZN.ua

На розовом мосту назначим встречу

Киевский академический театр на Левом берегу Днепра на днях презентовал общественности свой новый проект — «Розовый мост»...

Автор: Екатерина Константинова

Киевский академический театр на Левом берегу Днепра на днях презентовал общественности свой новый проект — «Розовый мост». Особенность постановки в двух составляющих. Во-первых, это первопрочтение на отечественной сцене романа Роберта Джеймса Уоллера «Мосты округа Мэдисон» (в знаменитой голливудской экранизации играла сама Мэрил Стрип). Во-вторых, в украинский репертуарный театр в связи с «Розовым мостом» (через Левый берег Днепра) вернулась опять-таки «сама» Ада Роговцева.

«Розовый мост» — режиссерский дебют дочери актрисы, Екатерины Степанковой. Недавно она закончила высшие режиссерские курсы в Москве у Петра Ефимовича Тодоровского. Екатерина сама работала над инсценировкой без оглядки на одноименный фильм с Мэрил Стрип, который молодая режиссер сознательно не смотрела, пока шли репетиции.

Действие охватывает разные временные промежутки, и зритель видит главную героиню Франческу в 40 лет (Светлана Орличенко) и в 60 (Ада Роговцева).

Худрук театра Эдуард Митницкий считает эту премьеру не неожиданностью, а очевидной закономерностью:

— Это просто возвращение большой актрисы в репертуарный театр, — говорит Эдуард Маркович. — Ведь десятилетнее отсутствие Роговцевой на стационарной украинской сцене — самообворовывание национальной культуры. О чем многие столько говорят, но, увы, никто ничего конкретного не предпринимает. Последний репертуарный спектакль с участием Роговцевой в Киеве шел еще десять лет назад на сцене нашего театра — это «Обманутая» Томаса Манна в постановке Дмитрия Богомазова. Может, и сейчас удастся восстановить ту постановку. Во всяком случае, эта тема обсуждается. Знаете, когда я встретил Екатерину Степанкову на крыльце нашего театра, то спросил ее: «До каких пор ты будешь терпеть метания своей мамы по антрепризам? Это ведь не уровень первой актрисы Украины!»

Мои слова, видимо, и стали первым шагом воплощения проекта. Причем довольно масштабного (с технической стороны) как для «левобережной» сцены. Благо проект поддержал Международный благотворительный фонт «Украина 3000» и персонально Екатерина Ющенко. Над «Розовым мостом» также работали Тарас Ткаченко (сценография) и Ирина Горшкова (художник по костюмам), хореограф Ольга Семешкина. Музыкальное решение — Виталий Мельник. Актерские силы — «левобережные» (Светлана Орличенко, Анатолий Ященко, Николай Боклан, Дмитрий Суржиков, Антон Вахлиовский, Анастасия Баша, Ольга Лукьяненко). Плюс примк­нувший к ним из Русской драмы Владимир Заднепровский.

Сама Ада Николаевна довольно двусмысленно говорит о талантливой актерской братии: «Все мы одинаковы и одним миром мазаны…» Хотя на сцене, конечно, проявляется широчайший индивидуальный диапазон актерского мастерства именно Роговцевой. И даже спустя несколько дней после премьеры вспоминаешь ее удивительный тембр и эмоциональные интонации: «Да, дети мои, я любила вашего отца…» На сцене Ада Николаевна говорит довольно негромко — но зал слушает ее, буквально затаив дыхание.

— Знаете, когда за спиной уже столько лет и столько всего сыграно, то понимаешь: есть какой-то предел человеческих сил, — делится своими ощущениями Ада Николаевна. — Это у режиссеров «нет возраста». А вот у нас, актеров, лимит энергии, и иногда она исчерпывается. Эмоциональность с возрастом все-таки притухает. Я всегда вспоминаю Алису Фрейндлих, которая каждый раз перед спектаклем говорит: «Наскребешь на этот раз или не наскребешь?» Но приходится все внутри активизировать и «наскребать» для сцены те резервы эмоций, которые остались в твоем сердце. В этом спектакле я играю настоящую любовь женщины к мужчине. Именно ту любовь, которая никогда не угасает… Я как бы говорю о любви к Стусу, Миколайчуку, Параджанову… Ведь у каждой женщины есть имена, которые не предполагали близких встреч, а вот любовь — была… Буду ли я после премьеры «Розового моста» меньше играть в антрепризах? Знаете, для меня это возможность быть в творческом тонусе. Ведь там я работаю на одной сцене с асами — это Алексей Гуськов, Ольга Волкова, Елена Сафонова. И это отнюдь не халтура. Ведь каждый раз ставишь перед собой определенные цели. Выхожу на сцену 5—6 раз в месяц. А это в моем возрасте немало. К тому же у меня всегда была какая-то зависимость от поездок. Если неделю куда-нибудь не еду, то внутри начинается сумятица и паника.

Кстати, уже на предпремьерном рубеже еще один киевский спектакль с участием Ады Роговцевой — «Качество звезды» по пьесе Ноэля Кауарда. Это отдельный юбилейный проект — на сцене Национального театра имени Ивана Франко. Но режиссер — «левобережный», Алексей Лисовец.

— В «Качестве звезды» идет речь о немолодой актрисе, которая устала от театра, но все равно не может не играть, — делится своими ощущениями Ада Николаевна. — Это спектакль о театре, который проявляет все, что есть внутри нас самих — и худшее, и прекрасное. Я играю примадонну — искалеченное сценой существо… Я ведь тоже отдаю себе отчет в том, что отнюдь не свободна, а очень зависима от театральной сцены.