Взаимосвязь разных видов искусств, в частности литературы и музыки, всегда была движущей силой в развитии искусства. Тема «Рыльский и музыка» — одна из ярких страниц этой проблемы.
В 1975 году в Союзе композиторов на вечере, посвященном 80-летию со дня рождения М.Рыльского, выступил Н.Дремлюга с рассказом о значении творчества поэта в развитии украинской музыки. В архиве композитора сохранился план-конспект этого выступления. Несмотря на краткость изложения, размышления музыканта представляют большой интерес и могут послужить импульсом для дальнейшего рассмотрения творчества М.Рыльского через призму музыки.
Предлагаем познакомиться с выступлением композитора, профессора, народного артиста Украины Н.Дремлюги:
«Великая поэзия стимулирует развитие высокого музыкального творчества. В истории человеческой культуры мы имеем много примеров того, что появление лишь одного великого поэта создает целую эпоху в развитии музыки. Если бы в русской поэзии не было Пушкина, не было б опер Чайковского, Римского-Корсакова, Глинки, Мусоргского, Рахманинова, многих блестящих романсов, симфонических произведений, навеянных творчеством поэта.
Безусловно, нельзя не учитывать в процессе развития культуры взаимовлияния различных видов искусств, не учитывать влияния на развитие музыкального творчества не только поэзии, всей литературы, но также и передовой философской мысли. Так, например, симфонии Бетховена, которые сейчас мы воспринимаем как высшее проявление героического оптимизма, глубокой человечности, гуманизма, были вызваны философией, эстетикой, литературой, поэзией периода подготовки и осуществления великой Французской революции 1789-91 годов.
Эти симфонии стали музыкальным воплощением высоких идеалов прекрасного, идей свободы и братства. Они были результатом осознания необходимости борьбы за идеалы человечества, полны веры в торжество победы в борьбе за эти идеалы.
Я хочу утверждать, что творчество М.Рыльского создало определенную эпоху в развитии украинской музыки. Эта эпоха продолжается и сейчас, поскольку познание творчества великого поэта является процессом безграничным.
Тема «Рыльский и музыка» многогранна. Поэтому хочется остановиться по крайней мере хотя бы на некоторых ее аспектах.
Рыльский и сонет. Влияние М.Рыльского на развитие музыкального творчества имело много проявлений. Обратимся, например, к одному из многочисленных компонентов этого процесса. Недавно вышла книга сонетов М.Рыльского, которую можно считать итогом его творчества в этом жанре, где поэт, используя старинную поэтическую форму, выступает как настоящий новатор.
Возникнув еще в ХІІІ столетии в сицилийской поэтической школе, взяв свое происхождение еще от творчества трубадуров, труверов, сонет на протяжении столетий сохранял свою характерную особенность лирического, любовного, поэтического выражения. Вознесенный на должную высоту творчеством Данте, Петрарки, Шекспира, он обогатился философским осмыслением жизни, однако тема любви, разнообразия человеческих переживаний, воспевания природы остается его главным жанровым признаком. В своих сонетах, а Максим Фадеевич обращался к этому жанру на протяжении всей своей жизни, он необычайно расширил тематическое содержание, образную сферу сонета.
На первый поверхностный взгляд может показаться, что М.Рыльский приземляет поэтическую форму сонета, будто бы лишая ее возвышенности поэтического мышления, когда пишет в цикле «Рыбальских сонетов» о карпах, лещах, делает посвящения городам, конкретным лицам, своим друзьям, насыщает сонеты бытовыми элементами, полемизирует с Малышко. Однако на самом деле это новый подход к старинной форме, обогащение ее новым содержанием. Тем самым поэт-новатор возносит сонет на более высокий уровень, насыщает его социальной, гражданской тематикой. Так, например, в одном из своих сонетов — в «Новогоднем сонете», поэт призывает «настроить наши струны на лад высокий» и завершает его славой народу-труженику.
Можна провести определенную аналогию между новаторством М.Рыльского в жанре сонета и выступлением в русской живописи художников-передвижников, у которых обогащение, обновление, расширение содержания вызывало новый подъем.
Я не хочу примитивно утверждать, что только благодаря М.Рыльскому сонет в украинской поэзии стал очень распространенным жанром. Действительно, мы знаем прекрасные глубокие сонеты в книге «Гронослов» и «Сонеты Подольской осени» Д.Павлычко, кстати, многие из них посвящены М.Рыльскому, сонеты Д.Луценко, «Звездные сонеты» Вышеславского, посвященные космической теме, которые высоко оценил в своем предисловии к ним первопроходец космоса Ю.Гагарин, и много других. Однако мне кажется, что новаторский подход к сонету Максима Фадеевича Рыльского способствовал развитию украинской поэзии. Новаторство творчества Рыльского-поэта безусловно оказало свое влияние и на музыкальную сферу, являясь одним из ее стимулирующих, плодотворных начал.
Рыльский и песня. Поэзия М.Рыльского сыграла большую роль в развитии гражданской темы в украинской музыке, что наиболее ярко проявилось в песне, кантате и хоровых произведениях. Можно сказать, что начало массовой песни в Украине связано с творческим содружеством М.Рыльского и Л.Ревуцкого. На слова М.Рыльского Лев Николаевич написал более десяти патриотических ярких хоровых произведений, среди которых выделяется «Ода песне», представляющая собой небольшую кантату. Хочется сказать, что личная дружба и творческое сотрудничество классиков украинской поэзии и музыки могла бы стать темой отдельного исследования.
Невозможно преувеличить значение Рыльского в развитии кантатно-ораториального жанра. Среди лучших произведений — одна из первых украинских кантат «Октябрьская кантата» М.Вериковского, «Слово матери» из оратории «Октябрь» К.Данькевича, часть из симфонии-кантаты «Украина моя» А.Штогаренко.
К этому нужно добавить еще много хоровых произведений украинских композиторов, написанных на основе вдохновенной поэзии М.Рыльского, среди которых выделяются хоры А.Коломийца.
Рыльский и романс. В украинской музыке стихотворения М.Рыльского очень обогатили жанр романса, безусловно способствуя его развитию. Следует подчеркнуть, что почти вся лирическая часть поэтического наследия поэта положена на музыку. На слова отдельных лирических стихов, таких, как «Цвітуть бузки», «Яблука доспіли», «Вже червоніють помідори», «На білу гречку впали роси», «Колискова» («Заглядає ніч у вічі») написано много романсов, лучшие из которых вошли в сокровищницу украинской музыки. Поэзия М.Рыльского имеет такую большую притягательную силу, что на слова одного и того же его стихотворения писали музыку разные композиторы и не только украинские. Таким образом, и как поэт-лирик Рыльский весь в музыке.
Рыльский и симфония. Своим поэтическим творчеством Рыльский влиял и на симфоническую музыку. Возможно это влияние не непосредственное, а влияние, которое можно обнаружить сквозь призму восприятия творцами музыки сферы образов и поэтических настроений поэта. Возможно это субъективное ощущение, но мне кажется, что лирически-картинная, глубоко патриотическая вторая симфония Л.Ревуцкого — лучшая симфония украинской музыки, является музыкальным адекватом поэтической палитры Рыльского.
Рыльский и опера. На первый взгляд постановка такого вопроса кажется не совсем правомерной, поскольку пока что произведения поэта не использованы для написания опер. Однако при более внимательном и глубоком подходе к этой теме становится ясной та большая роль, которую сыграла творческая деятельность Рыльского в развитии оперного искусства на Украине».
На этом обрываются размышления Н.Дремлюги. На отдельном листе композитор выписал названия опер, появлению которых на украинской сцене способствовала работа М.Рыльского. Думается, эти записи важны для исследователей творчества поэта. Из них можно узнать, что М.Рыльский перевел либретто множества опер, а также сделал литературную редакцию опер — «Тарас Бульба», «Ночь перед Рождеством», «Наталка Полтавка», «Черноморцы», «Ноктюрн», «Энеида», «Зима и весна», «Запорожец за Дунаем». Даже простое перечисление названий свидетельствует о большом вкладе М.Рыльского в развитие оперного искусства в Украине.