UA / RU
Поддержать ZN.ua

На холмах Грузии…

Выставка грузинского художника Владимира Ивановича Лекишвили развернулась не где-нибудь, а у нас — в редакции «Зеркала недели»...

Автор: Леся Ильенко

Выставка грузинского художника Владимира Ивановича Лекишвили развернулась не где-нибудь, а у нас — в редакции «Зеркала недели». Редакционные коридоры мгновенно преобразились в колоритный грузинский квартал. Это первая выставка художника в Украине. Отдельно представлена его графика. На этой же выставке, кстати, и состоялся дебют Лекишвили как графика.

Тот, кто не посещал эту страну, тот не осознает ее таинственным островом, окутанным тайнами и загадками. Грузия, страна с древнейшей историей и самобытной уникальной культурой, с добрыми и отзывчивыми людьми, цветами и песнями, знаменитыми храмами, кинематографическими горами и каким-то по-особому голубым небом над этой державой.

Возможно, потому картины грузинских художников всегда и отличались от работ иных национальных мастеров. Даже не будучи особым специалистом в этой сфере, всегда можно уловить почерк грузинского художника. Бытует мнение, что живопись грузин более эмоциональна, декоративна. Потому что

Грузия — это страна, где каждую пядь земли защищали и сохраняли ценой собственной жизни. Грузины, волею судеб заброшенные на чужбину, берегли даже завернутую в платок горсть родной земли, молясь на нее как на икону. Все эти мотивы присутствуют и в работах мастера.

Художник живет нынче в Белой Церкви Киевской области. Но родился он в Тбилиси. Работал начальником учебной лаборатории в Государственной академии художеств города Тбилиси.

Всматриваясь в его работы, невольно думаешь: а может, каждому творческому человеку нужно хотя бы ненадолго отдалиться от родины, чтобы нитью прошла через каждое произведение тема тоски по родному краю? Вот его «Ностальгия» — девушка скучает по родному дому, находясь в Париже. Она закрывает глаза, и ее воображение рисует родные сердцу кавказские горы. В картине «Авлабар» (одноименное название армянского района в Тбилиси) нет никакого политического подтекста. Только колорит Востока. И еще «Две минуты — два века», популярная тема «девушки у телефона».

Из живописных работ Лекишвили нельзя не выделить «Небо, небо, как ты высоко», «Золотая рыбка», «Лунная дорожка», «Панихида». Художник Лекишвили не просто изображает какие-то лица и ситуации, пропуская сквозь призму своего художественного видения, — в каждую картину он вкладывает ту самую изюминку эмоциональности грузинской души. Да и творческий процесс у него всегда спонтанный. Посреди ночи может проснуться и сделать ключевые наброски к очередному замыслу. Творчество всегда непредсказуемо.

Интересна и графика Лекишвили. Здесь тоже прослеживается нечто щемящее в каждом взгляде художественного героя. Приковывает внимание «Смерть Пиросмани», посвященная культовому художнику, — каморка, лестница и худенькая фигура непризнанного при жизни гения. Многие вспомнят: «жил-был художник один, много он бед перенес»… Но есть и рассказы подлинных очевидцев: «Это утро Пиросмани не помнил, как, впрочем, и многие предыдущие. Когда Арчил, сосед-сапожник, отворил дверь в каморку, он увидел Нико, лежащего на лохмотьях под самой лестницей, и спросил: «Ты что делаешь, Нико? Вставай, дорогой! Праздник на улице!» Пиросмани с трудом поднял веки, не человека увидел — пятно. Сказал: «Умираю...» Просто сказал и умер».

Из других графических работ не менее интересны «Подземка», «У родника», «День рождения», «Давай поженимся», «Не будите меня», «Счастливое несчастье».

Художник Лекишвили — многогранная натура. Занимается он не только живописью, графикой, но еще и резьбой по дереву. Даже рамки ко всем его картинам сделаны руками самого художника. Причем в весьма необычной манере — древней кавказской резьбы. Благодаря такому обрамлению работы воспринимаются объемней, богаче.

Многие художники сегодня жалуются, мол, нельзя заработать на хлеб лишь творчеством. Но хлеб насущный Владимира Ивановича — это живопись и резьба по дереву. Родные мастера говорят, что хотя художник обитает в загородном доме, но даже там он объединяет вокруг себя многих людей. Колорит его грузинской натуры притягивает. Значит, есть в этой душе нечто такое…