UA / RU
Поддержать ZN.ua

На Бойковщине будет свой музей под открытым небом

Уже два десятилетия один раз в пять лет в живописных уголках Бойковщины проходят встречи выходцев из этого края. Фестины «Бойківщина — XXI століття» собирают людей, которых судьба в разное время расбросала по всему свету.

Автор: Василий Худицкий

В начале августа на территории Турковского и ряда других районов Львовской области прошли пятые бойковские фестины. Завершающие мероприятия состоялись на Певческом поле около села Явора.

Многоэтажные дома и заасфальтированные улицы не возрождают сердце и душу жителей крупных городов. На это способна только природа. Реки, горы, леса, прекрасные пейзажи… На генетическом уровне память о них живет в любом из нас. У бойков она проявляется особенно ярко.

Вот уже два десятилетия один раз в пять лет в живописных уголках Бойковщины проходят встречи выходцев из этого края. Фестины «Бойківщина - XXI століття» собирают людей, которых судьба в разное время расбросала по всему свету. Память о родном крае сильнее тысячекилометрового расстояния. В общем, в пятых юбилейных бойковских фестинах в Турке приняли участие свыше 50 тысяч людей. Только на Певческом поле собралось около 25 тысяч человек. И у каждого из них своя непростая судьба.

Галина Игнацевич, родившаяся в селе Явора Турковского района Львовской области, сейчас живет в Ужгороде, куда попала по распределению после окончания киевского вуза. Там получила квартиру, нашла хорошую работу. В Закарпатье у нее родились дети, внуки. Но когда есть время, собирается и отправляется хотя бы на несколько дней в родные края.

- Бойковская земля много страдала, ее история очень непростая. Тысячи и тысячи коренных жителей теперь разбросаны по всему свету. От осознания этого родной край становится еще роднее и ближе, - делится наболевшим Галина Игнацевич.

Сейчас она возглавляет Закарпатский центр общества бойков, изучает историю своего села Явора. Говорит, что хочет узнать свою родословную, чем занимались предки, какой след оставили. Историю Бойковщины исследовал и ее дядя, Михаил Романович. Эти знания, память своего рода они передают детям и внукам.

Не по собственной воле в далеком 1947 году, во время операции «Висла», бойковский край оставили десятки тысяч людей. Родителей Николая Куричака, еще одного из участников фестины, переселили аж на Херсонщину. Непросто было горцам приживаться на знойном юге. Выжить помогли привычные для бойков терпение и трудолюбие.

Теперь Николай Куричак - учитель физкультуры с 30-летним стажем в селе Змиевка Бориславского района Херсонской области. Свыше 20 лет занимается велосипедным туризмом, это увлечение разделяют и его ученики. С ними он успел посетить не одну страну. Десять лет назад, во время международной экспедиции «Украина-Польша», побывал в Польше. В ее составе были дети и внуки семей, выдворенных из родного края во время операции «Висла». Они посетили могилы пращуров, выпили воды из колодцев, из которых когда-то пили их родители и деды. Теперь в Змиевке о малой родине односельчанам напоминает памятный знак, у подножия которого - комья бойковской земли.

Как рассказал Николай Куричак, два села, Лодина и Берега Долишние, в которых до выселения на территорию Польши жили их родители, сохранили свои названия, есть церковь. А третье село - Нанове - исчезло с карты. В 1950 годах через него пролегла граница. Одна его часть осталась на территории Украины, а вторая отошла к Польше. О родных напоминают разве что тропы, по которым ходили предки.

- Когда были маленькими, удивлялись, почему это наши родители так часто вспоминали свой край, тосковали по нему, пели свои песни. И, очевидно, с молоком матери эта тоска по родному краю передавалась и нам. Такое впечатление, словно мы в этих краях родились. Чистый горный воздух, удивительные ландшафты. Если на земле есть рай, то он здесь, - убежден Н.Куричак.

- Какие легенды, притчи помните? Что в первую очередь приходит в голову? - спрашиваю.

- Бойковская песня. Когда наших людей выселяли из этого края.

Еще ярче впечатления, болезненнее воспоминания о родной земле у бойков, которые сейчас живут в далеком зарубежье. Их также было немало на Певческом поле.

Бойкиня из Великобритании Нина Гринаш рассказывает, что материально там живется намного лучше. Чужая страна, возможно, и лучше кормит, но остается холодной. Никто никому там не нужен.

Вероятно, именно это стремление почувствовать себя частицей дружеской общины и приводит их на фестины. Очень многие бойковчане в нынешнем году прибыли на праздник вместе с детьми.

- Мы уже немолодые люди, - говорит глава общества «Бойківщина - XXI століття» Петр Иванович Косачевич. - Город не бережет семейных обычаев, традиций. Именно поэтому на фестины сознательно не приглашали рок-группы. У них есть свое место и свой зритель. Задача этих фестин - помочь молодым людям с помощью песен, танцев, живых встреч, пока еще можем, сохранить то, что есть в наших сердцах, в наших душах.

Лично я родился в бедной хате в селе Явора. Когда пас коров на этой местности, садился под лесом и мечтал - вот если бы здесь можно было собрать много людей, чтобы они пели и танцевали. Воплотить мечту в жизнь смог только в годы независимой Украины. Было решено назвать такие встречи фестинами. Потому что фестиваль - это односторонняя деятельность: пение и танцы. А фестины охватывают внешнюю и внутреннюю жизнь бойков. Здесь и хозяйка, и социально-экономическое развитие, и туристическое и спортивное, и духовное.

Сегодня по всей Украине уже есть 17 центров. Очень хотелось бы, чтобы этот край расцветал. Здесь сильные люди, здесь надо тяжело работать. Но есть хорошая перспектива, и край нужно поднимать. Можно сделать его туристическим. Вчера на заседании председателей обществ мы приняли решение, что будем делать все для того, чтобы на этом Певческом поле создать музей под открытым небом. Чтобы сюда свезли бойковские дома, чтобы они не простаивали, а были домами для отдыха, для пропагандирования нашей культуры. Чтобы у каждого центра здесь было свое место.

- Нас всегда воспитывали очень строго. До замужества девушки оставались девственницами. Это было важное условие воспитания. Тем самым эту чистоту женщина накладывает на свой род. Если этой чистоты нет, будет смешение родов. Ученые только теперь начинают понимать, насколько важно было не «загрязнять» родословную линию. В общем, бойковские семьи считаются одними из самых крепких. Куда бы ни забросила их судьба, жены остаются верными спутницами своих мужей. О мужчинах также могут говорить разное, но в действительности это очень верные люди. Если они полюбят, то один раз и на всю жизнь.

Больше всего бойки помогают друг другу на чужбине, - рассказывает Галина Игнацевич. - Это всегда радостный момент. Наше общество многое сделало для того, чтобы бойки начали гордиться тем, что они люди благородного рода.