UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Мылу» — мир!

Не важно, все ли, но, несомненно, многие отметили, что в последнее время наметился «ренессанс» в одной из отраслей «народного хозяйства» — в сериальном производстве...

Автор: Олег Вергелис

Не важно, все ли, но, несомненно, многие отметили, что в последнее время наметился «ренессанс» в одной из отраслей «народного хозяйства» — в сериальном производстве. Не в том вопрос, что на экранах круглые сутки «мыло» (плюс реклама водки и пива). Вопрос в том, что это уже неизбежный и неистребимый сегмент наполнения эфиров. «Драка» за совокупный бюджет рекламного ТВ-пирога местами здесь напоминает Ватерлоо.

Судя по зигзагам рейтингов, по взвинченным нервам продюсеров, по повсеместным маневрам в связи с куплей-продажей-перехватом того или иного рейтингоносного сериального продукта — им есть за что воевать. Так как ТВ-носитель (и это давно не секрет) сегодня составляет львиную долю рекламного рынка страны (примерно 50%). А это 232 млн. долл. «чистыми» (приведен расчет экспертов рекламной коалиции по реальным, а не прайсовым показателям).

В общем, если исключить показатель немедийной рекламы, то только на ТВ нынче припадает… на минутку… 72% рекламного пирога! Чтоб отхватить от него ломоть послаще, уважающему себя каналу, как известно, нужен только рейтинг. А чтобы рейтинг не падал, как всем понятно, чаще всего и требуется массовый искусственный стимулятор — сериал. Никуда не денешься от любви... Рейтинг моделируется нашими контрпрограммистами путем несложных, но тонких и обоснованных методик. Как завет Ильича и школьную шпаргалку телепродюсеру нынче важно усвоить праймовую рейтинговую формулу из трех составляющих:
А1 + Б + А2 = Х. Где А1 — сериал. Б — новости. А2 — опять сериал… Четко выстроишь формулу, угадаешь продукт, подтянешь аудиторию — тогда протягивай ложку к «пирогу». Не получилось — тогда по одежке протягивай ножки.

Броуновское сериальное движение в наших осинах как-то систематизировалось, поднакачало мускулы, теперь даже чем-то пытается хвастаться. Основной рынок поделили между собой «Плюсы» и «Интер». За ними мощные сериалопроизводящие компании «Украинская медийная группа» и Film.ua. В этих закромах десятки запущенных или «заквашенных» многосериек. У них мощнейшие ветви связей с другими странами. Подтягивается ICTV: А.Богуцкий давно обещал собственное производство; начали со спорных «Леси и Ромы». Руководство НТН занималось поиском серьезного инвестора для строительства сериального производственного центра, да текущие суды мешают решить эти вопросы. «Новый», как известно, начал ярко («Завтра будет завтра», «Небо в горошек»), затем на канале поменялся менеджмент, и вокруг уже почти готового сериала «Право на любовь» (с участием Пороховщикова, Волковой, Кадочниковой) тянутся разборки. Оформившийся намедни как сугубо дамский «розовый» канал К2, специализирующийся исключительно на мыльных операх, на наш взгляд, столкнулся с тем же, что и многие другие каналы категории «Б»... Монополия двух монстров-конкурентов — упомянутых «плюсов» и «Интера» — на перепаханном сериальном поле оказалась непоколебимой. Они приучили и приручили народ к себе, любимым. Похоже, диктат этот будет долгим и слезным (учитывая жанровые особенности продукции). К тому же компания «Амедиа», продукция которой почти в полном объеме попадает на «1+1», в этом году планирует завершить строительство гигантского студийного комплекса «Медиа-сити», который станет крупнейшим в СНГ, — 16 павильонов! Объем инвестиций в эту фабрику грез — около 45 млн. долл. Попробуй, догони…

Конечно, упаси Господь, затягивать на эту «сакральную» территорию масскульта щупальцы художественного анализа. Да, в общем, никто этим и не собирается заниматься (много чести). Однако же скоро наши сериалы догонят, а возможно, и перегонят по бюджетам российские. Если «у них» иногда бюджет одной серии тянет на 300 тыс. у.е., то у нас потолок около сотни. Пока. Немного осталось... Как известно, прайм-тайм ведущих российских каналов — это 50—60 тыс. долл. за минуту рекламы. Нетрудно подсчитать, сколько в средней руки сериале подобных «мгновений весны»… отдано рекламодателю. Даже, если такая серия тянет на 100 тыс. у.е., то хотя бы «три минуты счастья» и прибыли сериалопроизводителю гарантированы...

В этом году российские сериальщики зачастили на наш рынок не только продавать, но и снимать. (Сразу несколько московских групп работают нынче в столице и в ее окрестностях.) Оказывается, так выгодней по всем показателям. Снимай хоть до глубокой осени — погода непроблемная, к тому же дешевле — и по бюджету, и по человеческому фактору (местные группы не переборчивы в заказчиках). Случаются и парадоксы, как это произошло с «Исцелением любовью» (об этом в интервью Юрия Минзянова). Отечественный 100-серийный телефильм, в который поначалу мало кто верил, а А.Роднянский с В.Оселедчиком от него даже отказались (в итоге, говорят, локти кусали), в одночасье разрушил систему приоритетов на российском ТВ. Канал Константина Эрнста впервые за десятилетие пал ниц перед этой, слегка местечковой новеллой, и рейтинг «Первого» был повержен, а канал «Россия» (своевременно купивший «Исцеление») полгода радостно восседал на вершине триумфа. Как, впрочем, и отечественный «Интер». В середине текущего года этот канал имел долю аудитории 25,73%. Не в последнюю очередь благодаря зрительскому успеху «Исцеления» и «Кармелиты». Здесь как раз во всем своем блеске проявилась та самая праймовая формула… А1 — «Исцеление» (19.00), Б — «Новости» (20.00), А2 — «Кармелита» (21.00)… Все! Броня крепка. Хоть танки ваши быстры. «1+1» старался, но не раздробил эту «китайскую стену». В ход пустили даже сверхреактивную и соблазнительную «Прекрасную няню». Но, возможно, уже по итогам этой осени рейтинговая конфигурация изменится. В «Исцелении», благо, всех излечили (публику в том числе), а «Кармелита», наверное, наконец нашла цыганское счастье (в чем не уверен, поскольку не смотрел). С сентября «плюсы» на тропу войны выпустили страшненькую сериальную проказу «Не родись красивой». И опять двадцать пять — рейтинги зашкаливают. Доля аудитории у этой истории офисных интриг — около 50%! (Смотрят в основном зрители от 14 до 50 лет!) И уже на повестке дня телепродюсера самый ключевой из всех вопросов — адресности и качества. Им важно рассчитать «кому смотреть», немаловажно не промахнуться хотя бы с относительной дозой художественности. Потому что, например, «Каменская-4» на ICTV пошла явно не так, как ожидали. Новый режиссер напутал и с героями, и с именами героев (не говоря уж о сюжетных обвалах). Лучше б закончили «Каменской-3» и дальше не продолжали. Очевидный рейтинговый промах и с недавней премьерой «Моей прекрасной семьи» («1+1»). Успеха «Няни» достигнуть не удалось, потому что очень сомнительный актерский кастинг, а диалоги, мягко говоря, странные.

Вообще-то демонстрируемые сериалы иногда тянет как-то классифицировать. Хотя они и упрямо сопротивляются по причине творческой немощи и неадекватности. Но, можно, например, выделить сериалы «одноразовые»... Те, на которых второй прогон на людях заказан даже под дулом автомата («Исцеление», «Кармелита», «Бедная Настя»). Есть условная группа — «мыло с претензией». Вроде претендуют на неоднократность потребления, так как только повторно, видите ли, можно обнаружить то, что сразу оценить не удалось… (Это напрасный труд, друзья мои.) Есть еще и мини-сериалы. Один сюжет на 4—6 часов, но народ наш вроде и отвык от такой эфирной скромности каналов.

То ли раньше было дело — «Семнадцать мгновений весны» казались бесконечностью. А «Варькина земля» или «Подпольный обком действует» украинского режиссера Буковского, думалось, будут показывать в 70-е даже «на следующей неделе». Кстати, в связи с А.Буковским, или Г.Коханом, или Н.Мащенко, славной гвардией украинских сериальных пионеров, нынешние разговоры на тему «кто первым здесь научился снимать сериалы?» кажутся нам бессмысленными. Посмотрите «Овод», «Как закалялась сталь», «Рожденная революцией» (не говоря уж о «Месте встречи…», снятом, кстати, в Одессе) и обнаружите, что тридцать лет назад серий в сериалах было гораздо меньше серий, а смысла и качества (режиссуры, актерской игры) несопоставимо больше.

На невинные наши «новеллы», впрочем, при желании можно посмотреть не только как на допинг для домохозяек, банкомат для телепродюсеров (или вечно голодных местных актеров) или рекламные площади для производителей водки и остальной отравы… В какой-то степени все эти рыдающие Кармелиты, исцеляющиеся Насти, родившиеся некрасивыми няни, слегка романтизированные «бригадиры»… все они для нашего народа компенсируют тоску по вечно искомой… общественно-объединяющей идее. Что или кто может объединить-то сегодня? После такой грязищи в новостях или ток-шоу... А там, как ни язви, все-таки жизнь в розовом цвете — «любовь и верность навсегда меня поймали в сети» (перефразируем классика). «Народ погибает, когда у него нет ничего святого. А что у нас осталось святого?» — спрашивает один из героев нового романа Людмилы Петрушевской. То-то и оно. Осталось только «мыло»… Так что веревку искать не спешите.

Статистика

· Самые рейтинговые сериалы СНГ последнего времени: «Дезертир», «Штрафбат», «Бригада», «Бедная Настя», «Участок», «Исцеление любовью», «Кармелита», «Моя прекрасная няня» (доля аудитории достигала 40—50%).

· Самые высокооплачиваемые сериальные актеры в Украине — Богдан Ступка, Ада Роговцева, Владимир Горянский, Ольга Сумская. Средний «тариф» этих актеров за один съемочный день может достигать 500 у.е. Что значительно ниже, чем у российских сериальных звезд.

· В России за один сериальный съемочный день Олег Меньшиков может получить 10 тыс.у.е., Владимир Машков — 9 тыс.у.е., Евгений Миронов — 8,5 тыс.у.е., Олег Янковский — 8 тыс.у.е., Сергей Безруков — 4, 5 тыс.у.е.